Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51 ↓

EUR 67.89 ↑

21 октября Суббота

Уфа   °

5 марта исполняется 10 лет со дня проведения первых выборов в Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан

ПОЛИТИКА

Десять лет назад, 5 марта 1995 года, по истечении срока полномочий Верховного Совета и местных органов власти, состоялись выборы в Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан - высший представительный и законодательный орган государственной власти республики.
Государственное собрание первого созыва состояло из двух...

Десять лет назад, 5 марта 1995 года, по истечении срока полномочий Верховного Совета и местных органов власти, состоялись выборы в Государственное Собрание — Курултай — Республики Башкортостан — высший представительный и законодательный орган государственной власти республики.

Государственное собрание первого созыва состояло из двух Палат — Палаты Представителей и Законодательной Палаты. В Палату Представителей вошли 154 депутата. Они занимались рассмотрением и утверждением законов, принятых Законодательной Палатой. Палата Представителей созывалась на заседания по мере необходимости, но не менее четырех раз в год. В Законодательную Палату было избрано 40 депутатов, которые работали на профессиональной основе.

До начала 90-х Верховный Совет республики ежегодно принимал фактически только два закона — о плане социально-экономического развития на предстоящий год и об утверждении исполнения бюджета на год уходящий. Причем все они до самой последней буквы скрупулезно согласовывались, прежде всего в кабинетах московских правительственных чиновников. Во всю свою мощь господствовало, образно говоря, "разрешительное право". И только после избрания народных депутатов Верховного Совета последнего — двенадцатого созыва реально началось формирование самостоятельной системы законодательства. Отправным пунктом на этом, ранее неизведанном пути стала Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. После ее принятия развернулся активный процесс правотворчества.

Избрание в строго конституционные сроки 5 марта 1995 года Государственного Собрания — Курултая и сложение полномочий Верховным Советом республики явилось одним из немногих прецедентов безболезненного перехода общества из одного политического состояния в качественно иное.

Депутаты первого состава Госсобрания проделали не только значительную аналитическую работу по совершенствованию уже имеющейся республиканской нормативной правовой базы, но и в немалой степени пополнили ее новыми законами. Был создан солидный блок конституционных законодательных актов о государственном устройстве. Принят пакет нормативных правовых актов, обеспечивающих действие системы республиканского законодательства, в числе которых законы: "О Государственном Собрании Республики Башкортостан", "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания Республики Башкортостан и его Палат", "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" и другие.

И Россия, и Башкортостан в соответствии со своими конституциями имеют собственное правовое пространство. Активно протекающий нормотворческий процессе становления российской правовой системы способствует росту объема республиканского законодательства. Ныне проблема заключается в том, чтобы оптимально и гармонично совместить правовое поле Республики Башкортостан с общим правовым пространством России.

Государственное Собрание активно пользуется правом законодательной инициативы по внесению изменений в федеральные законы. В Государственную Думу направлены предложения по внесению изменений в Законы "Об основах государственной службы в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Реализация законодательных инициатив в Государственной Думе является перспективным средством защиты прав республики на федеральном уровне, позволяет рационально решать вопросы согласования нашего и федерального законодательства, заполнять правовые пробелы по вопросам совместного ведения.

Новая редакция Конституции Башкортостана, принятая в 2003 году, изменила структуру парламента республики, теперь он — однопалатный.

К ведению Государственного Собрания по-прежнему относятся: принятие Конституции Башкортостана и внесение в нее изменений и дополнений; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Башкортостана и предметам совместного ведения России и республики в пределах собственных полномочий; толкование республиканских законов, контроль за их исполнением; утверждение программ социально-экономического развития, бюджета, установление административно-территориального устройства республики и порядка его изменения; согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства, а также назначения на должности председателя и судей Конституционного суда Башкортостана, ряд других полномочий. Кроме этого, Государственное Собрание формирует Президиум — постоянно действующий орган парламента, подотчетный ему в своей деятельности.

В настоящее время Государственное Собрание республики состоит из 120 депутатов, 25 из которых трудятся на постоянной основе. Из числа законодателей образуются профильные парламентские комитеты и комиссии. Парламент разрабатывал и принимал судьбоносные законы, способствующие общественно-политической и экономической стабильности общества. Башкортостан сумел выстроить договорные отношения с федеральным центром, провести масштабные экономические преобразования.

"Большим достижением, исключительно важным условием движения республики вперед", — назвал в одном из своих выступлений Президент Башкортостана Муртаза Рахимов то обстоятельство, что мы имеем сегодня достаточно полную самостоятельную систему законодательства. "Высший законодательный орган нашей республики вот уже 15 лет своими судьбоносными решениями обеспечивает политическую и экономическую стабильность общества. Депутаты и Верховного Совета, и Государственного Собрания всегда были стабилизирующим началом, благодаря которому Башкортостан сумел выстроить договорные отношения с Россией, провести масштабные экономические преобразования, избежав при этом многих ошибок, допущенных в ряде других субъектов Российской Федерации", — подчеркнул Президент Башкортостана.

Автор: Сергей Захаров

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть