Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89 ↑

EUR 69.42 ↓

16 декабря Суббота

Уфа   °

Принятие нового закона станет серьезным оружием для защиты российских потребителей

ПОЛИТИКА

В российском законодательстве чрезвычайно слабые штрафные санкции, считают западные эксперты. Российскому Правительству необходимо нарастить усилия для развития конкуренции. Конечно, антимонопольный орган сам по себе не может достигнуть результатов, это можно сделать при условии, что правительство и все институты власти будут содействовать защите...

В российском законодательстве чрезвычайно слабые штрафные санкции, считают западные эксперты. Российскому Правительству необходимо нарастить усилия для развития конкуренции. Конечно, антимонопольный орган сам по себе не может достигнуть результатов, это можно сделать при условии, что правительство и все институты власти будут содействовать защите конкуренции. Санкции, которые сегодня применяются, несоизмеримы с огромными незаконными прибылями. Однако после принятия нового антимонопольного закона "О защите конкуренции", проект которого одобрило сегодня Правительство РФ, ФАС России получит серьезное оружие для защиты российского потребителя. Надо сказать, что этот законопроект снимает избыточное административное бремя с бизнеса, но одновременно предполагает ужесточение наказания за нарушение условий конкуренции. Впрочем, при наиболее удачном раскладе, новое антимонопольное законодательство вступит в силу лишь с 2006 года.

Об этом рассказала журналистам на пресс-конференции в агентстве "Башинформ" руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Зульфира Акбашева. 2004 год был весьма сложным в связи с реформированием структуры органов исполнительной власти России, отметила Зульфира Хабибулловна. — Федеральная антимонопольная служба сумела успешно справиться с поставленными государством задачами: сохранить накопленный опыт, структуру территориальных органов, потенциал кадров и усилить активность, публичность и открытость. Благодаря активной работе ФАС защита конкуренции возведена на уровень государственной политики при высокой интенсивности надзора и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг, надзора и контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях и о рекламе.

В Башкортостанское УФАС России в 2004 году поступило более 600 обращений юридических и физических лиц. Управлением проанализировано более 3000 нормативных правовых актов администраций городов и районов, органов местного самоуправления, рассмотрено 34 проекта нормативных правовых актов органов исполнительной власти и местного самоуправления, возбуждено 279 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. Специалисты Управления принимали участие в рассмотрении 19 дел в судах различных инстанций. Зульфира Акбашева отметила, что управлением применяется практика устранения выявленных нарушений без возбуждения дела, наиболее распространенная форма — направление соответствующих писем с разъяснением сути нарушения и необходимости устранить нарушение, возможных последствий неустранения нарушения. В 2004 году из 116 выявленных признаков нарушений Закона "О конкуренции" добровольно устранены до возбуждения дела 14,6 проц. нарушений, проанализировано 790 нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и выявлено 12 нормативных правовых актов, содержащих признаки нарушения норм конкурентного права, которые добровольно приведены в соответствии с законодательством.

В 2004 году было возбуждено 99 дел по признакам нарушения закона "О конкуренции". Одно из распространенных нарушений антимонопольного законодательства — злоупотребление доминирующим положением. Управлением были выявлены нарушения статей закона, касающихся согласованных действий по установлению и поддержанию высоких цен на рынке; осуществлению согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов по ограничению доступа на рынок; необоснованного ограничения доступа к участию в конкурсе. Количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны государственных органов и органов местного самоуправления не снижается, в частности, в минувшем году Башкортостанским УФАС России возбуждено и рассмотрено 34 дела по статье 7 закона "О конкуренции" в отношении государственных органов и органов местного самоуправления. Выявлены такие виды нарушений, как необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов; установление запретов на продажу (обмен, покупку) товаров; необоснованное предоставление льгот и преимуществ; совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов; наделение хозяйствующих субъектов властными функциями и прочие нарушения. По фактам недобросовестной конкуренции возбуждено пять дел. Выявлены такие факты недобросовестной конкуренции, как введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено 224 ходатайства и уведомления. В 2004 году в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" управлением возбуждено и рассмотрено 29 дел, проведены проверки страховых компаний. Возбуждено и рассмотрено два дела по признакам нарушения Федерального закона "О естественных монополиях".

В общей сложности, по словам Зульфиры Акбашевой, в прошлом году на нарушителей антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе в соответствии с КоАП РФ было наложено более двух миллионов рублей штрафов. С одной стороны, сумма значительная, но с другой — весьма маленькая, поскольку ныне штрафы относительно нарушителей законодательства минимальны.

Меж тем, отметила Зульфира Акбашева, в результате нарушений, на которые компании идут намеренно, их прибыль увеличивается на миллионы рублей, так что действующие сейчас штрафные санкции неэффективны. Новое законодательство должно изменить ситуацию, по предложению ФАС России штрафные санкции за наиболее серьезные нарушения могут составлять два, четыре, а то и восемь процентов годового оборота компании. Но это пока вопрос завтрашнего дня.

В декабре 2004 года на базе Башкортостанского УФАС России был проведен общероссийский семинар по теме: "Контроль и надзор за соблюдением субъектами естественных монополий антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях". В семинаре приняли участие 35 руководителей территориальных управлений ФАС России и Центрального аппарата, представители министерств и ведомств республики, представители деловых кругов республики. Участие Президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова подчеркнуло особую остроту обсуждаемых проблем.

Зульфира Акбашева отметила, что в соответствии с законодательством и решениями Правительства Российской Федерации приоритетными направлениями деятельности службы на ближайшие три-четыре года являются: поддержка мерами антимонопольной политики реформы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей; модернизация законодательства о защите и развитии конкуренции, законодательства о естественных монополиях и рекламе; усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей; расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на финансовых рынках, установление деловых связей Федеральной антимонопольной службы с федеральными органами исполнительной власти и саморегулируемыми организациями делового сообщества; защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку; контроль концентрации прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках; содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих крупнейшие хозяйствующие субъекты.

Зульфира Акбашева считает, что необходимо наладить действительно эффективные связи с федеральными органами исполнительной власти, чтобы во главу угла в бизнесе ставились интересы всего государства и его граждан, а не отдельных олигархов. И тенденция к установлению таких связей есть. В ходе обсуждения нового антимонопольного законодательства Председатель Правительства России Михаил Фрадков заявил: "Мы заинтересованы в том, чтобы бизнес максимально эффективно работал, имел равные условия и действительно конкурировал. Попотел и заработал. Здесь интересы государства и бизнеса в целом совпадают".

Автор: Ольга Горюнова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть