Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.70 ↓

EUR 69.40 ↑

15 декабря Пятница

Уфа   °

Полпредства: быть или не быть?

ПОЛИТИКА

Административная реформа в России сделала как никогда актуальным вопрос: "А нужны ли полномочные представители Президента России в федеральных округах?" После того, как окончательно будет решен вопрос о назначении губернаторов (документально оформлен), необходимость в полпредах отпадет. Зачем, спрашивается, нужны будут представители Президента России...

Административная реформа в России сделала как никогда актуальным вопрос: "А нужны ли полномочные представители Президента России в федеральных округах?" После того, как окончательно будет решен вопрос о назначении губернаторов (документально оформлен), необходимость в полпредах отпадет. Зачем, спрашивается, нужны будут представители Президента России в округах, если теперь губернаторы-назначенцы будут выполнять их функции? Полпредства свою задачу выполнили — помогли привести местные законы в соответствие с федеральным законодательством.

По словам президента фондов "Политика" и "Единство во имя России" Вячеслава Никонова, "вертикаль полпредства была создана, в первую очередь, для того, чтобы с помощью кнута заставить субъекты Федерации привести свои законы в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией РФ". "Это главная и, может быть, единственная заслуга полпредства. Если в 2000 году до трети законов субъектов РФ противоречили федеральным, то теперь это устранено", — отметил на пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" Вячеслав Никонов. Такой же точки зрения придерживается и директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. Газете "Время новостей" он сказал, что полпреды, выполнив свои функции, начали заниматься вещами им не свойственными. Например, полпред Уральского округа Петр Латышев пытался придумать герб для своего округа, полпред Дальневосточного округа Константин Пуликовский пишет книгу о том, как путешествовал с северокорейским лидером Ким Чен Иром, Сергей Кириенко занялся проблемой утилизации химических отходов. Кроме этого, дальневосточное полпредство замечено в неоднократном участии в региональных выборах, в то же самое время оно оказалось фактически беспомощным в разрешении конституционного кризиса в Якутии, когда дело дошло до смены региональной политической элиты во главе с Михаилом Николаевым, инициированной федеральным центром. Полпредство же Южного округа, возглавляемое Виктором Казанцевым, прославилось не стабилизацией ситуации на Северном Кавказе и борьбой с терроризмом, а сомнительными банкротствами предприятий и переделом собственности.

Постепенно, по мере выполнения своей миссии, полпредства стали превращаться в синекуру для федеральных политиков и чиновников, более не нужных Москве: назначение бывшего вице-премьера Ильи Клебанова полпредом — в Северо-Западный округ, начальника Генштаба Анатолия Квашнина — в Сибирский округ, экс-губернатора Санкт-Петербурга и экс-вице-премьера по вопросам ЖКХ Владимира Яковлева — в Южный округ. Все они в свое время выпали из "кремлевской обоймы", утратив для федеральной власти всякий интерес и полезность. Правда, Владимиру Яковлеву удалось удержаться на плаву, и он, по-видимому, в награду за службу на самых трудных участках (ЖКХ и Северный Кавказ) получил министерское назначение.

У губернаторов же за четырехлетний период работы вездесущие и всезнающие полпреды снискали только озлобление. Видимо, поэтому к четырехлетию пребывания Сергея Кириенко на посту полномочного представителя Президента России в Приволжском округе нижегородский губернатор Геннадий Ходырев сделал подарок  — предложил упразднить полпредов как класс. Геннадий Ходырев сказал: "Полпредства абсолютно не нужны и являются источником лишней головной боли". Губернатор уверен, что "аппарату полпредства нечего делать, вот они и лезут в дела города и области". Не менее заметен конфликт Дальневосточного полпредства с губернаторами своего региона, например, губернатор Приморского края Сергей Дарькин никогда не прислушивается к советам своего полпредства. На Ямале же с открытой критикой в адрес полпредства Уральского округа выступил политический советник губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Лев Березин. Он отметил, что полпредство — внесистемный орган администрации Президента России и дублирует другое подразделение — управление по работе с территориями (сейчас управление по внешней политике), а также ведет борьбу за полномочия с другими федеральными органами власти на местах. Это ослабляет и те, и другие.

Вот и получается, чтобы не быть обузой обществу, полпредства, справившись со своими задачами, должны уйти в небытие, что, по прогнозам аналитиков, произойдет не ранее 2008 года.

Автор: Владимир Шакиев

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть