Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.28

EUR 69.64

11 декабря Понедельник

Уфа   °

Бюджет-2005: большая часть доходов уходит в федеральный бюджет, расходы на оборону в три раза превышают расходы на социальную сферу

ПОЛИТИКА

Сегодня Правительство России должно внести в Госдуму проект федерального бюджета на 2005 год. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, кабинет министров обязан внести в нижнюю палату парламента основной финансовый документ cтраны на очередной год не позднее 26 августа. Правительство рассмотрело и утвердило этот...

Сегодня Правительство России должно внести в Госдуму проект федерального бюджета на 2005 год. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, кабинет министров обязан внести в нижнюю палату парламента основной финансовый документ cтраны на очередной год не позднее 26 августа. Правительство рассмотрело и утвердило этот документ 23 августа. Первое чтение проекта бюджета должно состояться в течение 30 дней со дня его внесения в Госдуму. Осенняя сессия нижней палаты парламента открывается 20 сентября, и парламентарии могут рассмотреть проект в первую неделю своей работы.

Главный финансовый документ страны прогнозирует, что объем ВВП (валового внутреннего продукта) в будущем году составит 18,72 триллиона рублей. Налоговые доходы бюджета в следующем году планируются на уровне 2 триллиона 232,6 миллиарда рублей (или 11,9 процента ВВП), неналоговые доходы — на уровне 1 триллион 93,4 миллиарда рублей (5,8 процента ВВП). На погашение и обслуживание внешнего долга в следующем году планируется направить 185,94 миллиарда рублей, внутреннего долга — 68,2 миллиарда.

Все расходы бюджета разделены по 11 крупным разделам. По мнению аналитиков, сокращение количества разделов функциональной классификации бюджетных расходов, их укрупнение и четкая привязка к основным функциям и сферам деятельности государства принципиально отличают проект бюджета-2005 от предыдущих бюджетов. По разделу "межбюджетные трансферты" предусмотрено финансирование в размере 938,2 миллиарда рублей, по разделу "общегосударственные вопросы" — 490 миллиардов рублей, на национальную оборону планируется потратить 528,1 миллиарда рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность — 398,4 миллиарда рублей, на национальную экономику — 234 миллиарда рублей, на социальную сферу — 172,1 миллиарда рублей, на образование — 154,5 миллиарда рублей, на здравоохранение и спорт — 82,5 миллиарда рублей, на культуру, кинематографию и СМИ — 38,5 миллиарда рублей, на нужды ЖКХ — 7 миллиардов рублей, на охрану окружающей среды — 4,6 миллиарда рублей. По сравнению с нынешним годом расходы на национальную оборону возрастут на 27,7 процента, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 26, на культуру — на 17, на субсидии экономике — на 9 процентов. Расходы социальной направленности (межбюджетные трансферты и социальная политика) будут расти средними темпами, при этом их доля в общем объеме расходов бюджета сохранится на уровне 36,5 процента. Доля расходов на отрасли социальной сферы снизится в связи с передачей в рамках разграничения полномочий значительного числа социальных учреждений и объектов в ведение регионов.

Объем стабилизационного фонда на 1 января 2005 года, по расчетам Минфина, достигнет 574,4 миллиарда рублей. Поступления в фонд (из расчета цены на нефть свыше 20 долларов за баррель) в течение следующего года планируются на уровне 387,8 миллиарда рублей. Согласно закону о стабфонде, средства фонда можно начать использовать, когда его объем превысит необходимый базовый уровень в 500 миллиардов рублей. Поэтому из 387,8 миллиарда рублей дополнительных поступлений стабилизационного фонда в следующем году 74,7 миллиарда рублей планируется направить на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, образующегося в результате снижения единого социального налога (ЕСН) — с 35,6 до 26 процентов. Еще 92,2 миллиарда рублей из средств фонда предполагается направить на погашение внешнего долга. Кроме того, по словам министра финансов Алексея Кудрина, Россия в следующем году откажется от внешних заимствований. На эти цели будут использованы средства стабилизационного фонда в размере 166 миллиардов рублей. С учетом этих расходов на 1 января 2006 года объем стабфонда должен составить 720 миллиардов рублей.

Одним из главных достоинств бюджета следующего года министр финансов Алексей Кудрин назвал бездефицитность бюджетов всех российсикх регионов. Вот этот тезис вызывает сомнение. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, который включает федеральный бюджет и консолидированные территориальные бюджеты, на 2005 год запланированы на уровне 5 триллионов 478,3 миллиардов рублей. В этой сумме доходы региональных бюджетов составят 2 триллиона 486,2 миллиарда рублей. Сопоставление цифр наглядно показывает разницу доходной части федерального центра и всех 88 российских регионов, которые и обеспечивают казну государства. На выправление явного финансового перекоса планируется использование 189 миллиардов рублей Федерального фонда поддержки регионов. Но расходы, предстоящие в следующем году, ставят под сомнение сбалансированность бюджетных цифр. Во-первых, — это предстоящая монетизация льгот. Сегодня из 88 субъектов Федерации 71 — дотационный. А число нефедеральных льготников (тех, кому денежные компенсации будут выплачивать регионы) — около 19 миллионов, и каждому из них надо будет выплачивать от 450 до одной тысячи рублей ежемесячно. Во-вторых, с 1 января 2005 года регионы должны будут найти средства на повышение зарплаты (на 20 процентов) своим бюджетникам. По мнению экспертов, резкий рост расходов при сохранении нынешних налоговых отчислений неизбежно оголит региональные бюджеты. Идея бездефицитного бюджета уже ставилась в начале 90-х годов. В результате экономику захлестнули неплатежи, а инфляция достигла колоссальных размеров. Вот и теперь для абсолютного большинства регионов их предполагаемые расходы и установленные для них отчисления в центр явно не позволяют свести концы с концами.

Автор: Марина Шумилова

Теги: бюджет
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть