Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

17 декабря Воскресенье

Уфа   °

Константин Толкачев: "Другого пути кроме как федерализм у России нет, а федерализм предполагает разграничение полномочий"

ПОЛИТИКА

3 августа - десятилетний юбилей подписания Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Накануне этой даты агентство "Башинформ" обратилос...

3 августа — десятилетний юбилей подписания Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Накануне этой даты агентство "Башинформ" обратилось к Константину Толкачеву, председателю Государственного Собрания — Курултая - Республики Башкортостан, с просьбой поделиться своими мыслями о судьбе этого договора. Приводим текст беседы.  — Константин Борисович, как бы вы сегодня оценили эффективность действия данного Договора?  — Заключение Договора дало возможность перейти к формированию целостной системы взаимоотношений республики с федеральным Центром на новой договорно- конституционной основе. Между Башкортостаном и Российской Федерацией ныне действует множество межправительственных, межведомственных соглашений, развивающих положения Договора и устанавливающих механизмы его реализации. Договор создал благоприятные условия и для развития правовой системы республики. Согласно его нормам Башкортостан осуществлял правовое регулирование широкого круга полномочий, за исключением добровольно переданных в ведение Российской Федерации. Благодаря выбранной модели развития, республика пережила кризис с меньшими потерями и трудностями, чем большинство субъектов Федерации, имеет возможность более эффективно использовать свой потенциал. Существенно возросли возможности республики в развитии взаимовыгодного сотрудничества, значительно вырос внешнеторговый оборот Башкортостана. Одним из важных приоритетов экономической политики республики является стратегия привлечения иностранных инвестиций. Башкортостан занимает заметное место в инвестиционном рейтинге среди регионов России, относится к субъектам с наименьшим инвестиционным риском. Сегодня мы осуществляем самостоятельную бюджетную политику, научились справляться с негативными последствиями экономического кризиса и в состоянии обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами социально-экономические и культурно-духовные потребности республики. По истечении десяти лет после подписания Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий уже можно сказать, что этот исторический документ стал важным конституционным актом, обеспечивающим государственно-правовое оформление качественно новых взаимоотношений Центра и нашей республики в рамках общих принципов федерализма.  — Сегодня раздается достаточно дружный хор противников развития договорных отношений, доказывающих, что эта форма отношений федеративного Центра и регионов исчерпала свои возможности и потеряла актуальность. Какова ваша точка зрения на эту проблему?  — Конечно, договор, как и любой другой правовой акт переходного периода, не может не иметь недостатков. Стремительное развитие страны неизбежно привело к неактуальности ряда его положений. В частности, несогласованность норм с принимаемыми федеральными законами, декларативность или нечеткость некоторых положений, отсутствие механизмов их реализации. Однако отказ от использования договоров влечет за собой лишь устранение способа, но отнюдь не решение проблемы. Ясно, что решение проблемы эффективного управления возможно исключительно путем комплексного, системного подхода. Набор средств регулирования федеративных отношений должен быть максимально широким: согласительные процедуры, договоры, соглашения, переговоры, федеральные законы и так далее. Из этого ряда не должны выпадать те, которые доказали свою эффективность. Вопросы о совершенствовании механизма и концепции разраничения полномочий между федеральными и региональными уровнями власти находятся в центре внимания и федеральной власти. Подтверждением этому является тот факт, что решением Президента Российской Федерации в 2001 году была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которую возглавил Дмитрий Козак, тогда занимавший пост заместителя Руководителя Администрации Президента России. В ноябре прошлого года Комиссия преобразована в Комиссию по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления. А совсем недавно, 16 июля 2004 года, Президент страны подписал Указ "О мерах по совершенствованию государственного управления", в соответствии с которым создана одноименная комиссия под руководством Дмитрия Медведева, Руководителя Администрации Президента РФ. В ее составе образована межведомственная рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления в целях упразднения избыточных функций органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Вопросы о совершенствовании механизма и концепции разграничения полномочий между федеральными и региональными уровнями власти не раз обсуждались на заседаниях Государственного Совета России и Совета законодателей при Совете Федерации. Выработалось единое мнение: эффективность власти во многом зависит от того, насколько обоснованно разграничены функции, предметы ведения и полномочия, и, одновременно, насколько конструктивно организовано согласование интересов и взаимодействие между ветвями и уровнями публичной власти. Особенно важным признан баланс федеративных разграничений и взаимодействий. Таким образом, процесс поиска надежных правовых инструментов оптимального регулирования федеративных отношений продолжается.  — Каковы, по-вашему, перспективы развития нашего федеративного государства?  — Сегодня вызывают озабоченность отдельные предложения ликвидировать федеральное устройство России, заменить ее нынешние субъекты укрупненными аморфными административно-территориальными образованиями. Однако они чреваты непредсказуемыми последствиями для судеб государства и его народов. Сохранение историко-географического, экономического, духовно-культурного пространства, именуемого Россией, возможно лишь при сохранении договорных взаимоотношений между ее составными частями в рамках Конституции Российской Федерации. Вся история нашего края — стремление к нахождению согласия с Россией. Другого пути кроме как федерализм у России нет, а федерализм предполагает четкое разграничение полномочий.

Автор: Надежда Фартыгина

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть