Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.00 ↓

EUR 69.40 ↑

23 ноября Четверг

Уфа   °

Депутат Мансур Аюпов: весенняя сессия Думы была плодотворной, хотя и пришлось тратить время на "разбор завалов"

ПОЛИТИКА

В субботу завершилась первая весенняя (2004 года) сессия Государственной Думы четвертого созыва. В общем и целом ее работу можно охарактеризовать как интенсивную и результативную. Несколько цифр: депутаты приняли пять федеральных конституционных законов. Все они подписаны Президентом Российской Федерации и уже вступили в силу. Также принято...

В субботу завершилась первая весенняя (2004 года) сессия Государственной Думы четвертого созыва. В общем и целом ее работу можно охарактеризовать как интенсивную и результативную. Несколько цифр: депутаты приняли пять федеральных конституционных законов. Все они подписаны Президентом Российской Федерации и уже вступили в силу. Также принято 100 федеральных законов, из них подписано Президентом 60.

По словам депутата Мансура Аюпова, избранного от нашей республики по спискам "Единой России", пришлось значительную долю рабочего времени посвятить так называемому "разбору завалов", то есть снятию с рассмотрения законопроектов, потерявших свою актуальность. В "наследство" депутатам четвертого созыва досталось немало проектов, оторванных от жизненных реалий, сугубо популистского характера. Например, для того, чтобы обеспечить исполнение всех уже прописанных в законах льгот, Правительству понадобились бы дополнительные средства, соизмеримые с бюджетом государства. А где уж тут говорить о новых льготах...

Время работы сессии совпало со сменой состава Правительства Российской Федерации и началом масштабной административной реформы. Председатель Правительства Михаил Фрадков дважды проходил процедуру утверждения его кандидатуры нижней палатой Федерального Собрания. Оба раза эта парламентская процедура была активно использована депутатами для обсуждения с кандидатом в премьеры приоритетных направлений государственной политики.

Государственная Дума оперативно внесла необходимые коррективы в действующие законодательные акты в целях создания соответствующей правовой основы административной реформы. По словам Мансура Аюпова, отныне появляется четкое разграничение полномочий органов власти трех уровней: федерального, регионального, муниципального. Безвозвратно уходят в прошлое времена, когда "Иван кивал на Петра" — отныне не будет перекладывания ответственности с одного уровня власти на другой. Совершенно четко прописано, кто и за что отвечает, кто и что должен делать. Теперь избранный глава (будь то регион или всего-навсего муниципальное образование) должен сам думать, как наполнить бюджет возглавляемой территории, как обеспечить финансированием подопечные отрасли. И у него не будет в запасе спасительной отговорки от граждан, дескать, "денег не просите — сверху не дали". А если губернатор (или глава МО) не обеспечит денежное наполнение бюджета, исполнение всех гарантий, прописанных в законе, гражданам стоит подумать, хорошего ли руководителя они избрали?

Надо заметить, что обсуждение законопроекта, разграничивающего полномочия между различными уровнями власти, в том числе в сфере социальной поддержки, было весьма активным. Депутаты приняли его в первом чтении как концепцию. Благодаря заинтересованному и неравнодушному отношению к работе над этим законопроектом, учитывая его важность для дальнейшего социально-экономического развития страны, было внесено много дельных предложений. Конечно, предстоит серьезно доработать законопроект перед вторым чтением, прежде всего в вопросах, связанных с заменой части льгот денежными компенсациями. Основные направления доработки уже зафиксированы в специальном постановлении Государственной Думы. Готовясь ко второму чтению, мы должны, сказал Мансур Анварович, максимально полно учесть все мнения, принять все рациональные предложения, разъяснить суть реформы и ее, безусловно, прогрессивное значение для граждан и всей российской жизни. Задачи в этом вопросе совпадают у большинства депутатов — добиться, чтобы предстоящие преобразования сделали систему социальной поддержки различных категорий граждан эффективной, адресной и социально справедливой.

Депутаты, избранные от Башкортостана, держали постоянную связь с избирателями, общественными организациями. Так, предложения, поступившие от республиканского Совета ветеранов, от профсоюзов республики, легли в основу части поправок, направленных на совершенствование законопроекта по замене льгот на денежные выплаты. Там речь идет и о репрессированных, об участниках трудового тыла, чернобыльцах. По мнению Мансура Аюпова, ко второму чтению законопроект приобретет более привлекательный вид, будет значительно усовершенствован. Только за первое чтение законопроект Правительства был переработан практически на 50 процентов, "не зря же мы спорили до хрипоты с 11 до 18 часов", — добавил депутат.

Как отметил Мансур Аюпов, есть уверенность, что основная часть льготников в результате замены льгот выиграет, особенно это касается сельских жителей. Как подсчитано, льготами (а всего в законах числится 376 видов льгот!) реально пользуются только 43 процента льготников. А за остальных, кто входит в число 57 процентов, Правительство, выходит, рассчитывалось, пусть и не в полной мере, с организациями, предоставляющими эти льготы. Получалось, что государство бремя расходов несло, но реально льготы не доходили до адресатов. Так что уж лучше деньги отдавать напрямую тем, кому они предназначены.

В целом развитие социального законодательства остается одним из приоритетов в законотворческой деятельности. В ходе весенней сессии приняты федеральные законы, направленные на повышение социальной защиты инвалидов и граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Путем внесения поправок в Федеральный закон "О ветеранах" расширен круг лиц, относимых к участникам Великой Отечественной войны. В Трудовой кодекс Российской Федерации внесено изменение, касающееся порядка определения прожиточного минимума.

Уже на первом этапе своей работы Государственная Дума четвертого созыва совместно с Правительством взялась и за решение еще одной очень важной проблемы для большинства граждан страны — жилищной проблемы. Формирование рынка доступного жилья — стратегический общенациональный проект, первостепенное значение которого отметил и Президент нашей страны в Послании Федеральному Собранию. Но впереди еще значительный объем работы, и все принимаемые в этой сфере решения должны быть тоже тщательно выверены.

Большое внимание на весенней сессии было уделено дальнейшему развитию налогового законодательства. Речь идет о реализации очередного этапа налоговой реформы, направленной на общее снижение налогового бремени на экономику. Депутаты поддержали снижение ставок единого социального налога. Есть надежда, что при меньшей ставке ЕСН у предприятий останется существенно больше средств для развития.

Также в период весенней сессии были приняты поправки в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство. Часть из них направлена на либерализацию, смягчение ответственности за нетяжкие правонарушения. Другие, напротив, ужесточают уголовную ответственность за терроризм.

Как известно, выступая 26 мая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин представил развернутую программу действий — она направлена на достижение фундаментальных целей в сферах внутренней и внешней политики. Это — значимый рост благосостояния граждан; обеспечение безопасной, свободной и комфортной жизни людей; развитие демократических институтов и гражданского общества; укрепление позиций России в мире. В связи с этим Мансур Аюпов — а он кроме депутатских полномочий, исполняет еще и обязанности секретаря Политсовета Башкортостанского регионального отделения партии "Единая Россия" — считает, что на плечах депутатов фракции лежит большая задача по разъяснению предстоящих нововведений. У Правительства страны большой минус заключается именно в недостатке разъяснительной работы. И этот пробел надо восполнять, чтобы как-то успокаивать обеспокоенных, но и хоть немного тормошить уж очень умиротворенных. Пора честно и открыто говорить со всех трибун и на всех встречах с населением, что стремительно меняется вся социально-экономическая основа государства, что должно безвозвратно уйти замаскированное под другими словами время "военного коммунизма", предполагающего наличие натуральных льгот. Желание иметь льготы в нынешнем их виде — это рецидивы прошлого, это приметы ушедшей общественно-политической формации. И это прекрасно понимает молодой президент нашей страны. Он знает, что, не внедрив денежные отношения во все сферы жизни, мы не сможем двигаться вперед теми темпами, которые нам необходимы. Вполне очевидно, что в создании законодательной основы для выполнения этих общегосударственных задач активную роль призвана сыграть Государственная Дума.

В ближайших планах депутатов — рассмотрение в ходе осенней сессии законопроекта о федеральном бюджете на 2005 год. В конце июля — начале августа им предстоит провести несколько дополнительных пленарных заседаний для завершения ряда важных дел, начатых в ходе весенней сессии. Это прежде всего рассмотрение во втором чтении доработанного законопроекта о приведении федерального законодательства, регулирующего полномочия органов власти всех уровней, в соответствие с федеральным законом об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления. Предстоит также завершить в целом работу над пакетом жилищных законопроектов. Все эти законодательные акты связаны с распределением финансовых средств, и их необходимо будет учесть при формировании федерального бюджета на следующий год.

Автор: Лилия Зинова

Теги: госдума
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть