Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.56 ↓

EUR 68.55 ↑

26 сентября Вторник

Уфа   °

Не подменят ли социальные гарантии на "поддержку"?

ПОЛИТИКА

В СМИ - газетах, по радио и телевидению, а теперь вот и на лавочках у подъездов и на сельских завалинках все усиленно обсуждают грядущую замену существующих ныне льгот на денежные выплаты. Политики - белые и красные, глобалисты и антиглобалисты, чиновники, специалисты, журналисты всех мастей и калибров в дискуссионном запале яростно скрещивают виртуальные шпаги...

В СМИ — газетах, по радио и телевидению, а теперь вот и на лавочках у подъездов и на сельских завалинках все усиленно обсуждают грядущую замену существующих ныне льгот на денежные выплаты. Политики — белые и красные, глобалисты и антиглобалисты, чиновники, специалисты, журналисты всех мастей и калибров в дискуссионном запале яростно скрещивают виртуальные шпаги. Не остается в стороне и народ, так как это нововведение может коснуться довольно значительной части, ведь в той или иной степени, по сообщению информагентств, льготами сейчас пользуются, по разным оценкам, от 13 до 15 миллионов человек при общей численности населения страны 145 миллионов.

Волнуются люди: не получится ли, как бывало не раз, по известной схеме — хотели как лучше, а получилось как всегда? Не отнимут ли власти пусть и небольшие, но реальные льготы, выплачивая взамен мизерные компенсации деньгами? Да и не подешевеют ли в ближайшее время сами деньги? Можно ли будет отказаться от денег и оставить все как есть, ведь так спокойнее и привычнее? Короче, вопросов пока больше, чем ответов. Да и те ответы, которые звучат, порой так пугают, что многим хочется просто отойти от общественной дискуссии в сторонку — "моя хата с краю", — чтоб потом в случае чего опять ворчать, дескать, вот, снова "в верхах" решили все по-своему, нас не спросили.

... 2 июля законопроект о замене льгот на денежные выплаты рассматривался в первом чтении в Госдуме. Накал страстей сторонников и противников самой идеи был так высок, что и те, и другие продемонстрировали общественности (и депутатам, конечно!) самые веские аргументы. А такими "аргументами" у нас считают глас народа, то есть митинги. Надо сказать, что такая субстанция, как "народ", тоже весьма неоднородна, а потому с жаром на митинговых подмостках "толкали" речи и в пользу, и против замены льгот. Правда, живой дискуссии не было, так как — дело ясное — эти митинги отнюдь не стихийные явления, а пункты в чьих-то планах действий, а потому сторонники митинговали на одних площадках, противники — на других. В итоге обсуждения документ был принят в Думе с условием, что ко второму чтению проект будет серьезно доработан с учетом предложений и замечаний депутатов. Это требование зафиксировано в принятом вместе с законопроектом постановлении, текст которого был дополнен поправками, предложенными депутатами — членами фракции "Единая Россия".

И вот ведь как устроен человек внимающий: послушал одних — вроде, правду говорят, правы они, послушал других — и те, вроде, правду говорят, охота согласиться. А почему так происходит? Да потому, что все более-менее жаркие общественные дискуссии основываются не на знании обсуждаемых документов, а на их пересказе с чьих-то слов, а то и домыслах. А ведь известно, что сообщение, пересказанное только два раза, сохраняет не более 30 процентов неискаженных сведений. А мы имеем дело со ссылками друг на друга, которые прошли не по одному кругу. Скажите, вот вы лично знаете, как хотя бы называется документ, по которому предполагается заменить льготы деньгами? Думаете, что примерно так: проект Закона РФ "О системе замены льгот..." и т.п. А вот и не угадали... Он называется "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Но поскольку документ хоть под таким, хоть под другим названием не находится в общедоступном виде, попытаемся пойти проторенным путем и получить ответы хотя бы на часть вопросов, послушав людей компетентных, — наш собеседник экс-премьер правительства республики, депутат Госдумы третьего созыва Рим Бакиев.

— Рим Сагитович, известно, что именно Правительство вынашивает идею замены льгот деньгами. Вслед за Президентом страны прямо так и спрашиваем: а зачем это все нужно?

— Всем известно, что система натуральных льгот различным категориям населения сложилась в основном после распада Советского Союза, когда в результате тяжелого экономического кризиса государство оказалось не в состоянии выплачивать достойные пенсии и оказывать социальную помощь различным категориям населения. Главный недостаток сложившейся в результате этого системы — в том, что она несправедлива. Потому что ветераны, имеющие одинаковые заслуги перед страной, инвалиды, которые в равной степени нуждаются в предоставлении социальной помощи от государства, не получают, по сути, равного доступа к натуральным льготам.

Также у людей, живущих в разных регионах страны, и особенно в сельской местности, по сути, нет возможности пользоваться этими льготами или большей частью этих льгот. 9 из 10 льготников не имеют возможности воспользоваться, например, санаторно-курортным лечением, то есть только одна десятая часть пользуется им. Вот ваши родители часто ездят в санатории? То-то и оно... Подсчитано, что примерно 70 процентов льготников не имеет возможности воспользоваться проездом на пригородном транспорте. Во многих регионах просто невозможно получить в аптеках все необходимые лекарства. По сути, жителям сельской местности, например, не нужны ни бесплатный проезд на городском транспорте, ни льгота по оплате домашних телефонов, поскольку их там, как правило, просто нет. Вы, наверное, обратили внимание, что в городах все чаще появляются автобусы с надписями "не для льготников" или "благотворительностью не занимаюсь"? По форме это обычные надписи: частник что хочет, то и пишет, а по сути эти бумажки имеют хамское содержание.

Вот и выходит частенько, что государство как бы обманывает граждан: на бумаге льготы существуют, а воспользоваться ими люди, которые по закону имеют на это право, по существу не могут. Деньги из бюджета на оплату натуральных льгот направляются, как правило, различным организациям, и чиновники используют их крайне неэффективно. Примеры на этот счет и приводить не стоит, их много. На встрече Президента страны с членами Правительства по поводу замены льгот вице-премьер Александр Жуков и вовсе признал, что частенько эти деньги разворовываются.

— И что же изменилось?

— Многое. В результате позитивных экономических перемен, которые произошли за последние четыре года, у нас в стране впервые появилась возможность выплачивать людям деньги полным рублем. С тем, чтобы позволить каждому конкретному человеку, льготнику, получить то, что ему нужно в полном объеме. Причем в равной степени, в равном объеме, вне зависимости от того, в каком регионе он проживает — в сельской местности или в городе. Конечно, это потребует от Правительства в несколько раз больше средств. Но, как сказал тогда же Жуков, Правительство готово сегодня пойти на это, потому что в конечном итоге это принесет пользу и каждому конкретному человеку, и экономике в целом.

— Что предлагается?

— По сути предлагается, сохранив уровень социальной поддержки населения, коренным образом изменить порядок предоставления этой социальной поддержки и сделать эту систему намного более справедливой.

Я уверен, что в процессе подготовки данного законопроекта и у Председателя Правительства, и у министерства, которому была поручена разработка этих вопросов, состоялось большое количество встреч с общественными организациями инвалидов и ветеранов. Я знаком с мнением членов Всероссийской организации инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, союза "Чернобыль" России, ряда других организаций. Есть мнения и у тех, кто состоит во Всероссийской общественной организацией ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Всероссийской организации ветеранов войны и воинской службы, Российской ассоциации Героев. При всей разности мнений есть и общее начало: все реформы в этой тонкой сфере должны быть очень тщательно проработаны.

— Как вы считаете, во что же оцениваются эти льготы, ведь любое хорошее начинание в нашей стране обязательно упирается в нехватку средств?

— В печати эту тему активно обсуждают — называют разные цифры. Но, думаю, правильнее посмотреть правительственный сайт в Интернете. Уж там-то ошибок быть не может. Правительство рассмотрело вопрос о размерах ежемесячной денежной выплаты. Для Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического Труда и приравненных к ним категорий ежемесячная выплата будет составлять 3500 рублей. Для инвалидов-участников Великой Отечественной войны ежемесячная выплата составит 2000 рублей. Для участников Великой Отечественной войны — 1500 рублей в месяц. Надо заметить, что подавляющее число участников Великой Отечественной войны - это инвалиды Великой Отечественной войны, их 91 процент. Участники боевых действий — 1100 рублей в месяц. Жители блокадного Ленинграда, не являющиеся участниками Великой Отечественной войны, — 1100 рублей в месяц, инвалиды первой группы — 1400 рублей в месяц, инвалиды второй группы — 1000 рублей в месяц, инвалиды третьей группы — 800 рублей в месяц, дети-инвалиды, инвалиды с детства — 1000 рублей в месяц. Вот это основные категории, которые, по сегодняшнему разграничению полномочий, являются категориями, в отношении которых меры социальной поддержки должны обеспечиваться Правительством.

Конечно, у всех думающих людей возникает вполне законный вопрос: не растворятся ли эти деньги в ближайшее время в связи с инфляцией и будут ли они — и если будут, то как — индексироваться? По правительственному предложению выходит, что суммы ежемесячной денежной компенсации будут выплачиваться гражданам одновременно с ежемесячной пенсией. И порядок индексации будет такой же, как индексация пенсий.

— Ясно, что для таких выплат да еще с индексациями потребуется немало средств. Придется платить, и платить всем, что ляжет серьезной нагрузкой на федеральный бюджет. Готов ли он, на ваш взгляд, к таким нагрузкам?

— Известно, что до сих пор эти льготы оплачивались или обеспечивались субъектами Российской Федерации, а финансовое положение у разных субъектов Российской Федерации было различным. Поэтому в разных регионах эти суммы были очень разными, и не везде эти льготы финансировались. Даже в тех случаях, когда деньги выделяли тем организациям, которые предоставляли льготы,  — транспортным, организациям жилищно-коммунального хозяйства, — не компенсировали эти суммы тот объем льгот, который они осуществляли. В результате потом накапливались проблемы с задолженностью этих организаций. Это являлось зачастую причиной остановок из-за неотремонтированного оборудования, неполученного топлива, на транспорте существенно снижалось качество обслуживания в городах. Теперь, по предложению Правительства, все категории льготников, о которых говорилось выше, перейдут на финансирование федерального бюджета. Именно федеральный бюджет должен предусмотреть с 2005 года всю сумму на эти цели. На следующий год все эти льготы преобразуются в финансовые средства, за исключением жилищно-коммунального хозяйства, которое остается в прежнем виде, и сумма составит, как пишут, 170 миллиардов рублей. Это потребует от Правительства при формировании бюджета 2005 года в первую очередь именно как приоритетной уделить внимание этой сумме, ее полностью обеспечить. У Правительства России, думаю, есть уверенность, что все эти средства будут обеспечены, заложены в бюджет и выплачены.

Мне показалось, что Правительство достаточно внимательно и взвешенно подходило ко всем предложениям. И те аргументы, которые прозвучали при первом чтении в Думе, вселяют уверенность, что с этой важной задачей Правительство справится. Вполне очевидно, что это потребует усилий, потому что степень ответственности очень высока. Эти деньги придется изыскать и все сделать для того, чтобы в полном объеме компенсировать замену льгот, а также сделать все, чтобы не ухудшить положение людей.

Еще на один момент хотелось бы обратить особое внимание. Это льготы по ЖКХ. Большая часть населения пользуется этими льготами. Решение этих вопросов потребует большего времени, и надо на сколько возможно оставить эти льготы, по крайней мере — на ближайшее время, не меняя их, сказал глава Правительства Михаил Фрадков. Конечно, такое предложение Премьр-министра должно быть с одобрением встречено населением, но оно как бы не замечается в хоре замечаний и неверия.

Встреча Президента и членов Правительства, первое чтение документа в Думе еще не означает, что все будет именно так, как говорилось. Сначала правительственные предложения пройдут долгий процедурный путь: в Думе должно пройти обсуждение в трех чтениях — одно прошло, затем принятый думцами закон должен пройти через сито Совета Федерации, потом его должен подписать Президент страны. И только после всех этих обсуждений, "утрясок" и "согласований" документ будет иметь силу Закона. И останется только его исполнять. (Специально для газеты "Версия").

Автор: Лилия Зинова Шамиль Гареев

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть