Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.46 ↓

EUR 69.17 ↑

24 ноября Пятница

Уфа   °

25 апреля 1993 года состоялся первый республиканский референдум

ПОЛИТИКА

Одиннадцать лет назад, 25 апреля 1993 года, был проведен республиканский референдум. Впервые в истории республики башкортостанцы получили возможность в цивилизованной форме выразить свое мнение по важнейшим вопросам развития республики.
Референдумы как одна из форм непосредственного народовластия стали реальностью нашей жизни в 90-е годы...

Одиннадцать лет назад, 25 апреля 1993 года, был проведен республиканский референдум. Впервые в истории республики башкортостанцы получили возможность в цивилизованной форме выразить свое мнение по важнейшим вопросам развития республики.

Референдумы как одна из форм непосредственного народовластия стали реальностью нашей жизни в 90-е годы прошлого века. Понятно, что всенародный опрос проводится в случае чрезвычайной необходимости для власти выяснить позицию граждан по кардинально важным вопросам. В переломные для страны 90-е такая необходимость возникала не раз. И, кстати, наш первый отечественный опыт в этом отношении оказался достаточно неоднозначным: результаты первого референдума, состоявшегося в марте 1991 года и показавшего, что абсолютное большинство граждан СССР — за сохранение союзного государства, были учтены с точностью до наоборот. После распада Советского Союза в России развернулась острая политическая борьба, сопровождавшаяся усилением центробежных тенденций. В той ситуации подписание Федеративного договора фактически спасло страну от развала. Но разработка проекта новой Конституции накалила обстановку до предела. Президентский проект Основного Закона базировался на концепции президентской республики, в которой права парламента были значительно урезаны. Съезд народных депутатов и Верховный Совет настаивали на концепции парламентской республики. Обсуждение проекта Конституции привело к резкому обострению отношений Президента и парламента, в результате чего в стране сложилось своеобразное двоевластие. В этих условиях Съезд народных депутатов в декабре 1992 года принял решение о проведении всероссийского референдума по четырем вопросам: о доверии Президенту, об одобрении социально-экономической политики Президента и правительства, о проведении досрочных президентских выборов и выборов народных депутатов. В референдуме, проходившем 25 апреля 1993 года, приняло участие 64 процента россиян, внесенных в избирательные списки. Результаты голосования по четырем вопросам  — "да", "да", "нет", "нет". Таким образом, ни предложение о досрочных выборах Президента, инициированное парламентом, ни предложение о его роспуске, на чем настаивала президентская сторона, не прошли. Это еще больше усилило политическое противостояние.

Президиум Верховного Совета Башкортостана имел свою позицию по проведению референдума: учитывая политическую нестабильность в стране и усиливавшийся экономический кризис, на два года объявить мораторий на всякого рода референдумы, плебисциты, досрочные выборы и т.д. Поскольку все это стоило немало сил и средств и могло еще больше дестабилизировать обстановку. Но к такому мнению в Центре не прислушались. IX (внеочередной) Съезд народных депутатов РФ принял решение о проведении референдума. Сложившаяся ситуация побудила руководство Башкортостана не только активно включиться в его подготовку, но и использовать референдум для выяснения позиции жителей республики по вопросу, принципиально важному для их будущего и уже обозначенному в Приложении Республики Башкортостан к Федеративному договору, - курсу на экономическую самостоятельность республики и договорные отношения с Российской Федерацией.

Необходимость такого курса объяснялась реальной ситуацией, сложившейся в Башкортостане к началу 90-х годов. Структура народного хозяйства оказалась серьезно деформированной. В республике на единицу предметов потребления производилось три единицы средств производства, две трети основных производственных фондов было сосредоточено в отраслях, производящих сырьевую и промежуточную продукцию, тогда как на легкую и пищевую промышленность в сумме приходилось чуть более пяти процентов. Производя на душу населения национального дохода в полтора раза больше, чем в среднем по России, Башкортостан по денежным доходам населения занимал 66 место среди регионов Федерации, по уровню зарплаты — 49-е, по обеспеченности жильем — 56-е, по обеспеченности местами в дошкольных детских учреждениях — 72 место и так далее. Необходимо было изменить социально-экономическое положение республики, сделать ее сильным самодостаточным субъектом Российской Федерации — в этом заключался смысл нового стратегического курса Башкортостана.

Включение в республике пятого вопроса в бюллетень референдума вызвало раздраженную реакцию в Центре, возобновились разговоры об устремлениях Башкортостана ослабить Федерацию и даже намерениях выйти из ее состава. При этом проводилась историческая параллель с недавним распадом СССР. Отвечая на эти выпады, руководство республики отстаивало свою позицию и тем, что откровенно назвало причину развала Советского Союза — Центр, чиня препятствия самостоятельности республик, спровоцировал ответную реакцию — усиление у них центробежных настроений, что и привело к краху. Этот горький опыт диктовал необходимость новых взаимоотношений с регионами. Татарстан и Башкортостан стали инициаторами этого процесса.

Объявляя республиканский референдум, Верховный Совет Башкортостана шел на определенный риск. Отрицательный ответ на пятый вопрос по сути означал бы вотум недоверия. Но этот риск оправдался. 25 апреля 1993 года 75,5 процента принявших участие в референдуме, или более 52 процентов общего числа внесенных в списки избирателей (в списках было более 2 миллионов 800 тысяч человек), ответили утвердительно на вопрос "Считаете ли вы, что Республика Башкортостан в интересах ее народа должна иметь экономическую самостоятельность и договорные отношения с Российской Федерацией на основе Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан?"

Итоги первого республиканского референдума стали морально-политической основой и стимулом выстраивания договорных отношений Башкортостана с Российской Федерацией, обеспечивших четкое разграничение полномочий федерального Центра и республики, давших ей свободу экономического маневра. Результаты налицо: Башкортостан за прошедшие годы вышел на передовые позиции в стране по основным экономическим параметрам, и, что особенно важно, заметно к лучшему изменилась социальная сфера. Не только с точки зрения роста социальных показателей (например, по строительству жилья республика в числе регионов-лидеров), но, прежде всего, по оказанию социальной помощи населению, особенно, малоимущим. В нынешние времена мало какой российский регион может себе позволить уделять столько внимания, как в Башкортостане, поддержке многодетных матерей, ветеранов, нашему подрастающему поколению. Опыт поступательного развития республики подтверждает значимость первого нашего референдума, ставшего важнейшим ориентиром не только в разработке социально-экономической стратегии Башкортостана, но и в его демократическом правовом развитии. Политическая стабильность, гражданский мир и межнациональное согласие, которыми отличается республика, — практический результат такого развития.

Автор: Марина Шумилова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть