Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.63

EUR 70.36

20 ноября Понедельник

Уфа   °

ЗУФАР ЕНИКЕЕВ: "ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ДАЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ"

ПОЛИТИКА

В Башкортостане продолжается формирование системы местного самоуправления. Осенью прошлого года был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", который определил основные векторы реформы местного самоуправления. Работу по реформированию этого уровня власти в республике координирует Совет по местному ...

В Башкортостане продолжается формирование системы местного самоуправления. Осенью прошлого года был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", который определил основные векторы реформы местного самоуправления. Работу по реформированию этого уровня власти в республике координирует Совет по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан. На заседании Совета, прошедшем в конце марта, ход этой реформы был определен уже "пошагово". Какими будут эти шаги, каковы концепция самой реформы и ее потенциальные последствия? Об этом наш разговор с председателем Комитета по вопросам местного самоуправления, делам национальностей, общественных и религиозных объединений, информационной политике Государственного Собрания — Курултая — РБ Зуфаром Еникеевым.

— Зуфар Иргалиевич, формирование системы местного самоуправления в республике идет в соответствии с новым Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления". В чем заключаются новации федерального законодательства в этой сфере?

— Новая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлена на развитие системы местного самоуправления в стране и приведение ее в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Ключевые положения этого закона меняют принципы территориальной организации местного самоуправления. Устанавливается обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях — в поселениях и муниципальных районах — с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а за районами (городскими округами) — и переданных им государственных полномочий. По мере реализации нового закона количество муниципальных образований в России должно возрасти ориентировочно до 24 тысяч. Предлагаемая новым законом система межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Федерацией и субъектами Российской Федерации и строится на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов. Закон четко определяет процедуру передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которая исключает возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривает меры по эффективному исполнению этих полномочий, включая ответственность органов местного самоуправления. Предусматривается усиление контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (и даже временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, четко оговоренных законом). Заметно больше места в новом законе занимают нормы, направленные на развитие демократических начал местного самоуправления, на развитие территориального общественного самоуправления. Появился и новый институт — институт голосования об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования.

— Вступление в силу нового Федерального закона предполагает существенные изменения в республиканском законодательстве о местном самоуправлении. В чем они будут заключаться?

— Действительно, предстоит проведение целого ряда организационных и законодательных мероприятий, направленных на реализацию основных положений Федерального закона. Нами они разработаны, и получился довольно внушительный список, состоящий из 63 позиций.

Прежде всего, до 1 января 2005 года необходимо установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Для чего следует внести изменения в базовые Законы Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" и "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований". Эти изменения должны быть приняты уже в нынешнюю весеннюю сессию, то есть до июля 2004 года. На основании этих базовых законов необходимо будет принять такие законы, как "О создании муниципальных образований в отдельных районах и городах Республики Башкортостан" и "О наделении муниципальных образований в Республике Башкортостан соответствующим статусом". Сейчас у нас 1033 муниципальных образования на уровне сельсоветов, поссоветов, в отдельных городах республики и в районах Уфы. Предстоит создание муниципальных образований на уровне районов и городов Башкортостана, перечисленных в статье 64 Конституции республики. В отношении сельских районов особых вопросов нет — они будут муниципальными районами. Что касается составных административно-территориальных единиц, приравненных к районам, тут предстоит определиться с их будущим статусом. Здесь два варианта: города, находящиеся в составе административно-территориальных единиц, могут стать городскими округами, либо городскими поселениями в составе муниципального района. Города республиканского значения по Федеральному закону приобретают статус городского округа. К Закону "О создании муниципальных образований в отдельных районах и городах Республики Башкортостан" необходимо приложение схематических карт с границами вновь образованных муниципальных образований. Нашим Комитетом инициирована работа по описанию границ существующих муниципальных образований. Думается, что это поможет районам и городам, когда они приступят к определению границ. Предстоит работа и по объединению муниципальных образований внутри отдельных городов. Например, в Баймаке, Сибае и Агидели создано по три муниципальных образования. Теперь они подлежат преобразованию соответственно в городской округ, либо в городское поселение. Такие вопросы есть, и их надо решать.

До 31 марта 2005 года должны быть установлены численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий, порядок формирования и дата выборов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований. Здесь возможны два варианта: представительный орган муниципального образования может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений, избираемых ими из своего состава в соответствии с равной (независимо от численности населения) нормой представительства. Или же может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Надо учитывать, что представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее ста человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. В проекте бюджета республики 2005 года должны быть предусмотрены средства для финансирования проведения выборов представительных органов и выборных должностных лиц вновь образованных муниципальных районов и городских сельских поселений. Предстоит также разработка примерного устава муниципального образования в зависимости от статуса муниципального образования и выбранной модели управления муниципальным образованием.  — В прессе активно обсуждается проблема финансирования органов местного самоуправления. Насколько осуществима идея "Вслед за новыми полномочиями — средства". Ведь соответствующие поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы пока так и не приняты?  — Проблема финансирования местного самоуправления — это тема отдельного большого и обстоятельного разговора. Сейчас скажу лишь, что если не будут внесены соответствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы и коренным образом не будут пересмотрены взаимоотношения между разными уровнями власти, никакого самоуправления как на местном, так и региональном уровнях, не будет. Дело в том, что существующая система формирования доходов местных бюджетов законодательно базируется на Налоговом, Бюджетном кодексах и Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Ни один из этих правовых документов не предполагает прописывать в бюджетах средства на выполнение собственных полномочий и отдельно на реализацию государственных полномочий. В результате во многих субъектах Федерации средства на выполнение государственных полномочий включались в нормативы отчислений, что не позволяло реально оценить средства, за счет которых можно было их реализовать. В настоящее время местные бюджеты представляют собой скорее сметы доходов и расходов, чем самостоятельно формируемый бюджет. Поэтому вопрос, что называется, остается открытым.

— Нынешняя реформа местного самоуправления ломает сложившуюся у нас в стране систему организации местной власти. Насколько оправдано это и учитывает ли специфику нашего региона?

— Исторически в Башкортостане в сельской местности в разных модификациях существовало местное самоуправление. В дореволюционной России оно было в форме сельского и волостного самоуправления, в советские годы — сельсоветов и поссоветов, хотя для советской правовой системы институт местного самоуправления был чуждым элементом. На этом уровне Законом "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" 1994 года и его новыми редакциями 1998-го и 2001 годов было введено местное самоуправление в соответствии с принципами европейского и российского права. В настоящее время в республике местное самоуправление действует в сельской местности — на уровне сельсоветов и поссоветов. В 2001 году муниципальные органы были образованы в городах и районных центрах. На районном уровне у нас реализуется институт местного государственного управления. В Башкортостане районы — это территории в тысячи квадратных километров. Поселения, расположенные в пределах одного района, зачастую не связаны между собой общими интересами из-за отсутствия дорог или соответствующей инфраструктуры. Поэтому на уровне сельских районов осуществляются в основном государственные функции, и извлечение их из системы государственной власти может привести к растворению государственной власти в масштабе республики и ее утрате. Разделение местной власти в республике на государственную и местное самоуправление способствовало тому, что нам удалось избежать стирания разницы между сельской и городской местной властью, свойственной федеральному уровню. Это благоприятно отразилось на выполнении местной властью хозяйственных и иных функций. К ведению органов местного государственного управления в республике отнесены такие важные сферы жизни общества, как промышленность, строительство, использование и распоряжение природными ресурсами и т.д. Это существенно расширяет круг полномочий органов местной власти республики по сравнению с компетенцией органов местной власти других регионов России и позволяет оперативно, с учетом местных особенностей, решать многие важные задачи. Ошибочно думать, что незыблемость нашей демократии и целостность Федерации зависят от того, насколько последовательно субъекты Федерации повторяют структуру федеральных органов. Опыт организации местного государственного управления и самоуправления в Республике Башкортостан дал положительные результаты и доказал свое право на существование.

— Зуфар Иргалиевич, как вы оцениваете эффективность вводимой модели местного самоуправления и ее перспективы?

— Отвечая на этот важный вопрос, я бы хотел сослаться на мнение ряда авторитетных ученых-юристов, в том числе заведующего кафедрой МГУ, доктора юридических наук Евгения Колюшина, который считает модель местного самоуправления, установленную российской Конституцией и развиваемую Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суперреволюционной, а поэтому — утопичной. Досоветский, советский и мировой опыт дают мало надежд на то, что эта модель будет реализована. Нам все-таки разумнее исходить из того, что Россия — страна с континентальной правовой системой, в которой традиционно преобладает государственное регулирование (в отличие от более автономной англосаксонской системы, уж не говоря об опыте Соединенных Штатов, где местное самоуправление вообще не регулируется на федеральном уровне и развивается на основе местного законодательства). Опрометчиво создавать и государственность, и правовую систему по принципу "лоскутного одеяла", соединяя институты континентальной и англосаксонской правовых систем. Местное самоуправление, по моему глубокому убеждению, должно формироваться снизу вверх — на то оно и местное самоуправление. И на этот процесс влияют, как показывает мировой опыт, самые разные факторы — исторические традиции, этнический фактор, территориальные, географические, даже экологические особенности местности и многое другое. Но самое главное — наличие финансовой экономической базы. Если модификация местного самоуправления учитывает эти условия, потенциал местного самоуправления действительно реализуется. Когда же мы возводим "надстройку" — новую территориальную организацию этого уровня власти — без подведения под нее экономического "фундамента", результаты могут не оправдать наши ожидания.

Фото Олега Яровикова.

Автор: Марина Шумилова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть