Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.46 ↑

EUR 69.81 ↓

22 ноября Среда

Уфа   °

ИЗЪЯТИЕ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ - ОЧЕРЕДНОЙ МИФ В АРСЕНАЛЕ НЕЗАДАЧЛИВЫХ ЭКОНОМИСТОВ

ПОЛИТИКА

В последнее время популярным становится предложение некоторых экономистов и "околоэкономистов" об изъятии природной ренты. Эти "горе-специалисты" продолжают с пеной у рта, не приводя фактов, отстаивать точку зрения, что российская нефтянка мало платит в казну налогов, не приводя фактов.
Природная рента на добычу нефти в России существует...

В последнее время популярным становится предложение некоторых экономистов и "околоэкономистов" об изъятии природной ренты. Эти "горе-специалисты" продолжают с пеной у рта, не приводя фактов, отстаивать точку зрения, что российская нефтянка мало платит в казну налогов, не приводя фактов.

Природная рента на добычу нефти в России существует уже 11 лет и является самой высокой среди нефтедобывающих стран, она составляет 21,2 процента. В других странах ее уплачивают по ставкам: в США — от 0 до 8 процентов (в зависимости от штата), Нигерии — от 0 до 16,7 процента (в зависимости от глубины шельфа), а в ряде стран ставка устанавливается в зависимости от уровня добычи на месторождении и составляет во Франции — от 0 до 12 процентов, в Саудовской Аравии — от 12,5 до 20 процентов, Китае — от 0 до 12,5 процента.

В 2002 году в бюджет России в виде природной ренты от добычи нефти поступило 273 миллиарда рублей, а за пять лет объем природной ренты, поступающей в консолидированный российский бюджет, вырос почти в 15 раз, его доля в бюджете — почти в три раза. Только повышение ставки природной ренты в 2002 году в 1,98 раза (с 336 до 666,5 рубля за тонну добытой нефти) привело к росту налоговых поступлений в 2,34 раза (с 116 миллиардов 900 миллионов рублей до 273 миллиардов рублей). Прямая налоговая нагрузка на нефтяную отрасль (отношение налоговых поступлений к выручке нефтяных компаний) в 2002 году составила 38 процентов, а с учетом налога на добавленную стоимость в совокупных налоговых поступлениях — 42-43 процента. В расходной части бюджета нефтянки налоги составляют 21 миллиард 700 миллионов долларов (35,9 процента), тогда как их себестоимость только 15 миллиардов 200 миллионов долларов (25,1 процента), транспортировка нефти и нефтепродуктов — девять миллиардов долларов (14,9 процента), инвестиции в основной бизнес — 10 миллиардов долларов (16,5 процента).

Дальнейшее повышение налогов приведет либо к сворачиванию инвестиционных программ, либо к вынужденному снижению себестоимости добычи (затрат на электроэнергию и материалы, зарплаты) и расходов на транспортировку нефти и нефтепродуктов. А это, в свою очередь, неизбежно повлечет за собой падение объемов нефтедобычи. Невозможно снизить издержки и по той простой причине, что в нашей стране более половины всех запасов нефти относится к категории трудноизвлекаемых, а количество стареющих месторождений с сильной обводненностью растет день ото дня (в некоторых регионах достигает 97 процентов). Это существенно увеличивает себестоимость добычи и требует больших капвложений, не говоря уже о разработке новых месторождений и извлечении запасов нефти.

В Башкортостане большинство месторождений имеют сложный геологический характер и солидный возраст, когда все легкодоступные запасы уже извлечены и остаются только трудноизвлекаемые. С каждой тонны приходится получать 10 и более тонн попутной высокоминерализованной воды, на подготовку которой и обратную закачку приходится расходовать огромные средства. Средняя обводненность на всех скважинах крупнейшей нефтедобывающей компании ОАО "АНК "Башнефть", находящихся на территории нашей республики, зашкаливает за 90 процентов, а в поступающей на поверхность жидкости на 10-12 тонн воды приходится лишь одна тонна нефти. Сегодня в среднем извлекается только около 40 процентов имеющихся в недрах запасов нефти, а повышение объемов извлечения на 5 — 10 процентов принесет сотни миллионов тонн дополнительно. Чтобы повысить нефтеотдачу пластов с одновременным сокращением попутно добываемой с нефтью пластовой воды, необходимо ежегодно внедрять новейшие технологии нефтеотдачи пластов.

Для поддержания стабильности бюджета в ближайшие несколько лет и проведения структурной перестройки народного хозяйства (устранение различий и диспропорций в развитии отраслей промышленности) правительством РФ разработана и утверждена энергетическая стратегия. Этот документ нацеливает на увеличение нефтедобычи с 380 миллионов тонн в 2002 году до 450-520 миллионов тонн в 2010 году. По оценке Института переходного периода, чтобы выйти на уровень добычи в 500 миллионов тонн в год, необходимо ежегодно вкладывать в отрасль более 16 миллиардов долларов, а по расчетам Центра социальных и экономических исследований — 22 миллиарда долларов.

Бюджетный эффект от реализации энергетической стратегии - 5830 рублей с каждой дополнительно добытой тонны нефти, а при увеличении добычи нефти с 380 до 500 миллионов тонн — почти 700 миллиардов рублей.

Отказ от инвестиций и дивидендов в пользу увеличения налогов, по мнению специалистов, приведет к росту доходов бюджета не более 10 процентов, но при этом сами нефтяные компании лишатся возможности развиваться. Такое в России уже было. В начале 90-х годов прекращение инвестиций со стороны государства при отсутствии инвестиционных возможностей у только что образованных российских нефтяных компаний привело к падению добычи нефти с 364 миллионов тонн в 1991 году до 301 миллиона тонн в 1996 году. В результате этого многих заказов лишились отрасли-смежники. Сегодня, по оценкам экспертов, доля заказов смежным отраслям составляет 75-80 процентов от общего объема инвестиций нефтяной отрасли. В 2002 году смежные отрасли получили заказов на 7,5-8 миллиардов долларов, а за 2000-2002 годы — не менее чем на 18 миллиардов долларов.

Не нужно быть "семи пядей во лбу", чтобы провести параллель между снижением капвложений, падением нефтедобычи и автоматическим сокращением налоговых поступлений. По нашим подсчетам, сокращение инвестиций на пять процентов приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет на четыре процента. Возникает вопрос: "А какой смысл нам тогда повышать ренту, если в конечном счете проиграют все — и нефтяники, и бюджет?".

Автор: Владимир Шакиев

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть