Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.65

EUR 69.07

25 сентября Понедельник

Уфа   °

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСТВА ВЛАДИМИРА ПУТИНА

ПОЛИТИКА

В преддверии президентских выборов в России экономисты, социологи, политологи не перестают анализировать дела действующего Президента России и кандидата на эту должность Владимира Путина.
После десяти лет раскачки команда первого Президента России Бориса Ельцина не завершила ни одной рыночной реформы: налоговой, банковской, электроэнергетики, ЖКХ и других...

В преддверии президентских выборов в России экономисты, социологи, политологи не перестают анализировать дела действующего Президента России и кандидата на эту должность Владимира Путина.

После десяти лет раскачки команда первого Президента России Бориса Ельцина не завершила ни одной рыночной реформы: налоговой, банковской, электроэнергетики, ЖКХ и других. И как следствие незавершенности экономических преобразований — бюджетный кризис, низкая инвестиционная активность, слабое развитие малого и среднего бизнеса, систематические невыплаты зарплаты и высокий уровень бедности. С этими проблемами Владимир Путин столкнулся в начале своего президентства. С тех пор прошло четыре года. Что же изменилось?

Во-первых, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократилось с 52 миллионов 900 тысяч человек в первом квартале 2001 года до 27 миллионов 800 тысяч человек в четвертом квартале 2003 года (данные Госкомстата РФ и оценка Министерства экономического развития и торговли России). А преодоление бедности Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию РФ на 2003 год обозначил как одну из задач, которую необходимо решить в ближайшие годы.

Во-вторых, Россия накопила огромный запас золотовалютных резервов — 77 миллиардов 800 миллионов долларов (на 26 декабря 2003 года), тогда как на начало 1991 года их в резервной "кассе" было 26 миллионов долларов, а в сентябре 1998 года — семь миллиардов 800 миллионов долларов. Только за 2003 год он увеличился на 30 миллиардов долларов. С такими резервами не страшен никакой финансовый кризис — Центральный банк России сможет быстро удовлетворить спрос на доллары с помощью "выброса" их на валютный рынок. В период августовского кризиса 1998 года, чтобы избежать сильного падения рубля и повального банкротства банков Центробанк РФ продал более пяти миллиардов долларов или около 60 процентов золотовалютных запасов. По отношению к валовому внутреннему продукту золотовалютные резервы в России составляют семь процентов, в США — 0,7 процента, в Германии - четыре процента, Китае — шесть. Сегодня наращивание золотовалютных резервов даже начало сдерживать экономический рост — часть денег можно было бы направить на развитие народного хозяйства. Например, если сократить золотовалютные резервы в России с семи до четырех процентов, как в Германии, а высвободившиеся деньги направить на инвестиции, то экономика получила бы дополнительно 33 миллиарда 300 миллионов долларов.

В-третьих, ликвидирован дефицит бюджета. В 2003 году профицит бюджета (превышение доходов над расходами) составил 216 миллиардов 800 миллионов рублей или более восьми процентов. Такой показатель был достигнут за счет высоких цен на нефть. Средняя цена на нефть в прошлом году составила 27 долларов за баррель вместо 22 ожидаемых. В результате доходы превысили план на один процент. Кроме этого, на случай падения цены на нефть и автоматического возникновение дефицита бюджета создан страховой фонд — Стабилизационный. Однако многим высокопоставленным чиновникам кажется странным держать в бездействии огромные денежные средства. Например, советник Президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов считает, что лучше деньги направить на погашение внешнего долга. В этом случае не пришлось бы уплачивать проценты по старым долгам, которые не компенсирует незначительный доход от хранения денег в Стабилизационном фонде. Сэкономленные деньги можно было направить хоть на инвестиции, хоть на социальные расходы. Министр экономического развития и торговли России Герман Греф предлагает использовать средства фонда на ускорение налоговой реформы. Если бы это было реализовано на практике, можно было бы беспрепятственно понижать налоги и тем самым не только способствовать появлению новых предприятий, но и выводу компаний из "тени". Пока получается, что деньги лежат "мертвым грузом" и ждут "лучших времен", а "издержки" несут на себе граждане и предприятия.

В-четвертых, рост валового внутреннего продукта (за годы президентства Владимира Путина ВВП вырос на 30 процентов к уровню 1999 года), обеспечен результативной работой топливной промышленности. В современной России более 30 процентов объема промышленного производства приходится на ТЭК (причем, в 2002 году более трети промпроизводства обеспечивают 10 нефтяных и одна газовая компания). К сожалению, экономический рост обеспечивается за счет продажи сырьевых ресурсов.

Однако проведение реформ не обходится без "издержек". По словам вице-премьера российского правительства Бориса Алешина, министерства в погоне за деньгами перестают выполнять свои функции. Министерство труда и социального развития РФ под руководством Александра Починка пустилось "во все тяжкие", то сокращая выплаты по больничным листам, то предлагая гражданам выкупать пенсии. Вообще антинародным звучит тезис о том, что в связи с низкой собираемостью денег в Пенсионный фонд России нужно либо заморозить выплату пенсий, либо увеличить пенсионный порог: у мужчин с 60 до 68 лет, а у женщин — с 55 до 63 лет. При этом средняя продолжительность жизни у мужчин составляет в среднем 57-58 лет, то есть получается, деньги сэкономят на гражданах, не доживших до пенсии. Это не говоря уже о том, сохранятся ли накопления граждан на пенсионных счетах в различных компаниях. Те же последствия ожидают россиян в случае отмены северных надбавок — экономия чиновников сильно ударит по карманам жителей этих районов. Министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев узаконил покупку в налоговых органах сведений о юридических лицах. Денег, конечно, от этого не прибавится, а вот проблем — наверняка, ведь злоупотреблять служебным положением наш чиновник умеет.

Похоже, с этими и многими другими проблемами придется столкнуться Президенту России в следующие четыре года, и от того, как он их решит, зависит будущее не только страны, но и каждого из нас.

Автор: Владимир Шакиев

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть