Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.65

EUR 69.07

25 сентября Понедельник

Уфа   °

ГЛАВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЦИТАДЕЛИ БАШКОРТОСТАНА 65 ЛЕТ

ПОЛИТИКА

14 декабря Башкирскому государственному театру оперы и балета исполняется 65 лет. Чтобы открыть в 1938 году свой музыкальный театр, башкирское правительство дальновидно позаботилось о будущих кадрах. На помощь пришли два человека, две уникальные личности, яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана...

14 декабря Башкирскому государственному театру оперы и балета исполняется 65 лет. Чтобы открыть в 1938 году свой музыкальный театр, башкирское правительство дальновидно позаботилось о будущих кадрах. На помощь пришли два человека, две уникальные личности, яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана. Это Газиз Альмухаметов, певец, композитор, общественный деятель, и Файзи Гаскаров, танцовщик и балетмейстер.

Альмухаметов исколесил всю республику в поисках одаренных детей для обучения в музыкальной школе при Московской консерватории, а затем — в национальной вокальной студии, открытой по его инициативе при той же консерватории.

Гаскаров подобрал ребятишек с хорошими балетными данными и отвез в Ленинградское хореографическое училище.

Выпускники Московской консерватории (Б.Валеева, Ш.Валиахметова, Х.Галимов, В.Галкин, М.Габдрахманова, З.Ильбаева, М.Максутова, О.Сыртланова-Калинина, Г.Хабибуллин) составили основу молодого театра. Он открылся 14 декабря 1938 года в здании бывшего Аксаковского народного дома оперой "Прекрасная мельничиха" Д.Паизиелло.

В первый вечер спектакль исполнялся на башкирском языке, следующий — на русском.

Оркестр и хор формировались из выпускников Уфимского музыкального училища. Художественным руководителем стал талантливый московский дирижер П.М.Славинский.

В течение первых двух лет Башкирский оперный театр дал 13 премьер и обслужил около полумиллиона зрителей. В афише значились произведения русской и зарубежной классики, оперы советских композиторов: "Тайный брак" Чимароза, "Фауст" Гуно, "Риголетто" Верди, "Евгений Онегин" Чайковского, "Аршин мал алан" Гаджибекова, "Ир Тарган" Брусиловского, "Качкын" Жиганова и другие. Важным событием стала премьера первой башкирской оперы "Хакмар" М.Валеева (1940 г.).

Приход талантливых певцов М.Салигаскаровой, М.Хисматуллина, А.Сутягина, П.Кукотова значительно расширил возможности оперной труппы в выборе репертуара. В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, из Ленинграда приехали первые выпускники хореографического училища: З.Насретдинова, Х.Сафиуллин, Ф.Саттаров и другие. Таким образом завершилось формирование полноценного художественного коллектива театра оперы и балета.

В годы войны в Уфу был эвакуирован Киевский академический театр оперы и балета им.Т.Шевченко. Тесное общение и творческое содружество молодых башкирских артистов и опытных мастеров искусств Украины способствовали формированию исполнительской культуры и художественного вкуса, эстетической и творческой позиции молодого музыкального театра.

Зрелое мастерство оперной и балетной трупп ярко проявилось во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. Оперы "Салават Юлаев" З.Исмагилова и "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, первый национальный балет "Журавлиная песнь" Л.Степанова, балет "Лауренсия" А.Крейна получили высокую оценку взыскательной московской публики и профессиональной критики. Около 70 артистов были удостоены высоких правительственных наград и почетных званий, Зайтуна Насретдинова стала народной артисткой СССР, третьей в стране балериной после Г.Улановой и О.Лепешинской.

Творческие принципы, сформированные в первые десятилетия жизни театра, живут, развиваются. По-прежнему коллектив ориентирован на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики. Основу репертуара составляют произведения Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Верди, Бизе, Пуччини, Доницетти, Россини, Минкуса, Адана, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинных творческих высот.

Летом 1999 года оперная труппа успешно выступила на оперном фестивале "Аспендос" в Турции, представив "Риголетто" Верди. Сам факт — приглашение башкирской оперы на престижный международный фестиваль — свидетельство признания профессионализма коллектива в едином музыкальном пространстве. Это подтверждает и популярность фестивалей оперного искусства "Шаляпинские вечера в Уфе". Театр проводит их с 1991 года как яркие музыкальные праздники с участием оперных звезд российских и зарубежных театров. Широко пропагандируются жизнь, творчество, личность Федора Шаляпина. С его оперным дебютом в Уфе 17 декабря 1890 года связана идея возникновения шаляпинского фестиваля. В декабре 2001 года прошел юбилейный — десятый по счету. Он открылся премьерой оперы Верди "Травиата" на итальянском языке.

Музыкальный руководитель и дирижер — заслуженный деятель искусств России, профессор Алексей Людмилин, режиссер-постановщик  — Кузман Попов из Варненской оперы (Болгария).

С марта 1993 года проходят фестивали балетного искусства памяти Рудольфа Нуреева. Первый фестиваль организован по предложению Юрия Григоровича и прошел с участием его труппы "Григорович-балет". Авторитет фестиваля, его известность вышли за пределы республики. Многие танцовщики мира почитают за честь выступить на родине Рудольфа Нуреева, на сцене, где он сделал первые шаги к мировой славе. В разные годы на фестивале танцевали Сесилия Керче и Тьяго Соарес Пинто из Бразилии, Ринат Имаев и Ксиомара Риес из Королевского балета Бельгии, Карин Аверти из Гранд-опера и др.

Башкирская балетная труппа — самая молодая среди российских театров. Здесь свято поддерживаются традиции, заложенные корифеями труппы, воспитанниками ленинградской школы: техническое мастерство, эмоциональность исполнения, драматизм и глубина проникновения в образ, одухотворенность танца. Гузель Сулейманова, Аркадий Зинов, Гульсина Мавлюкасова — лауреаты, дипломанты и призеры международных конкурсов (Киев, Будапешт, Пермь). Эти и другие талантливые артисты определяют и поддерживают творческий тонус коллектива. В них нашел единомышлеаников в осуществлении самых смелых проектов художественный руководитель труппы, заслуженный артист России Шамиль Терегулов. Он вырастил танцовщиков, украшающих ныне сцены различных стран мира. Роман Рыкин два года танцевал в Лондонском национальном балете, сейчас он солист труппы "Сан-Франциско балет". Елена Фомина и Руслан Мухаметов танцуют в Словакии, Татьяна Краснова и Николай Олюнин — в Египте. На сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга успешно выступает Наталья Сологуб, лауреат последнего фестиваля "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль в балете" (Маша в "Щелкунчике" в постановке М.Шемякина).

Вдохновение, поиск, творческий взлет принесло сотрудничество с великим хореографом современности Юрием Григоровичем. "Тщетная предосторожность", "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Щелкунчик" - ни в одном театре России не идет столько постановок Мастера. С этим именем связан прорыв балета Башкортостана на мировые подмостки. С успехом прошли гастроли в Америке (Калифорния), Голландии, Италии. Последняя балетная премьера — "Золушка" Сергея Прокофьева, поставленная Вячеславом Гордеевым, художественным руководителем Московского театра "Русский балет". Эта постановка еще раз подтвердила профессионализм, мастерство и перспективность башкирской балетной труппы.

Автор: Алия Давлетшина

Теги: культура
Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть