Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.65

EUR 69.07

24 сентября Воскресенье

Уфа   °

"ГАЗПРОМ": НА ПОДСТУПЕ К РЕФОРМАМ

ПОЛИТИКА

Недавно в Москве состоялось мероприятие под названием "Встреча руководителей ОАО "Газпром" и главных редакторов региональных СМИ". Ну, судя по участию в ней вашего корреспондента и некоторых уфимских коллег, были там не только главные редактора. Кроме того, не только провинциальных журналистов пригласили, но и москвичей тоже. ...

Недавно в Москве состоялось мероприятие под названием "Встреча руководителей ОАО "Газпром" и главных редакторов региональных СМИ". Ну, судя по участию в ней вашего корреспондента и некоторых уфимских коллег, были там не только главные редактора. Кроме того, не только провинциальных журналистов пригласили, но и москвичей тоже. Но в любом случае собрание было весьма представительным. Приехали даже газетчики и телевизионщики из регионов, где присутствие "Газпрома" пока никак не обнаруживается. Например, из Бурятии. Довольно вместительный зал был полон. На мой взгляд, встреча оказалась полезной и гостям, и хозяевам.

Выступившие перед журналистами представители высшего менеджмента "Газпрома" говорили о стремлении к открытости, прозрачности деятельности акционерного общества, о заинтересованности в регулярных публикациях о нем не только в столичных, где их и так хватает, но и в местных средствах массовой информации. И это конечно так. Но все же в первую очередь руководство одной из крупнейших российских компаний волнуют, наверное, перспективы реформы газовой отрасли, тарифная политика государства, проблемы погашения долгов. В результате этой встречи "Газпром", безусловно, хотел обрести среди пишущей и снимающей братии как можно больше сторонников своих подходов к этим вопросам. Если опять же судить по себе, затея в значительной мере удалась.

Что такое "Газпром" сегодня? Это более 20 процентов мировых и около 60 процентов российских разведанных запасов природного газа. Промышленные запасы компании оцениваются в 26 трлн. кубометров, запасы компаний с долевым участием "Газпрома" — в 2,9 трлн. кубометров.

"Газпром" — это крупнейший в России и в мире добытчик "голубого топлива". В прошлом году он извлек из недр 521 млрд. кубометров природного газа — 90 процентов российской и четверть мировой добычи. Для сравнения - на счету самого крупного зарубежного газодобытчика, американской компании "Эксон Moбил", всего 106 млрд. кубометров.

63 процента газа ОАО "Газпром" реализует в России, 24 процента — в странах Европы, 12 — в СНГ и 1 процент — в странах Балтии. Компания обеспечивает природным газом 72 тысячи населенных пунктов России, 21 миллион квартир, более одиннадцати тысяч предприятий, 25 тысяч котельных, 58 процентов электроэнергии у нас в стране вырабатывается на газовом топливе.

Красноречивых цифр на встрече называлось много — все не перечислить. Но несколько еще назову.

"Газпром" обеспечивает до 20 процентов поступлений в федеральный бюджет, 5 — 8 процентов промышленного производства в стране, десятую часть валютных поступлений. В компании, ее предприятиях и филиалах работают 322 тысячи человек, в том числе 100 тысяч — в Западной Сибири, значит вместе с их семьями "Газпром" обеспечивает достойные условия жизни миллиону россиян. Стоимость размещенных на предприятиях России заказов компании составляет в этом году три миллиарда долларов, а это вовремя выданные зарплаты и новые рабочие места. Заказы "Газпрома" позволили за последние десять лет создать дополнительно более полумиллиона рабочих мест в высокотехнологичных отраслях экономики.

Из розданного участникам встречи сборника "Региональная политика "Газпрома" узнаем, что в прошлом году потребители нашей республики использовали 15255,7 млн. кубометров газа, в том числе население — около двух миллиардов кубометров. Уровень газификации республики составляет 88,2 процента. На предприятиях "Газпрома" в Башкортостане работают около пяти тысяч человек: в ООО "Баштрансгаз" — 4819 человек, в ООО "Башкиргаз" - 125 человек. На предприятиях республики подразделениями "Газпрома" размещено заказов на 1 миллиард 44 миллиона рублей.

А еще "Газпром" — это целый ряд крупных весьма амбициозных проектов.

Сейчас около девяноста процентов экспортируемого газа транспортируется в Западную Европу по трубопроводам, проходящим через территорию Украины. Для пвышения надежности и диверсификации поствок российского "голубого топлива" за границу компания осуществляет строительство нескольких крупных газопроводов. Например, в конце прошлого года сдан в эксплуатацию газопровод "Голубой поток" для прямых поставок в Турцию по дну Черного моря. В этом году по нему будет перекачано 800 млн. кубометров газа, а уже в следующем — 3,5 млрд. кубометров.

Продолжается сооружение газопровода "Ямал-Европа" для транспортировки газа с полуострова Ямал через Белоруссию и Польшу в Германию.

В прошлом ноябре был дан старт новому стратегическому проекту — строительству Североевропейского газопровода, который пройдет через акваторию Балтийского моря от Выборга до германского побережья и далее до Великобритании.

Прорабатываются вопросы поставки в США. Добываться газ будет с платформ или бесплатформенным методом на месторождении Штокман, перекачиваться по трубопроводу в Мурманск, где сжижаться и уже морским транспортом отправляться в Америку.

"Газпром" активно ищет возможности выхода на новые перспективные рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Как было заявлено на встрече, диверсификация экспортных потоков и выход на новые рынки — один из приоритетов экспортной стратегии компании.

Это очень кратко и неполно о том, что такое "Газпром" сегодня. А теперь о том, что волнует руководство компании.

На встрече не раз поднимался вопрос о внутренних ценах на газ. Назывались такие цифры: в 1996 году в России 1000 кубометров природного газа стоила 48,5 доллара. К нынешнему году цена снижена более чем в два раза и составила 20,4 доллара за тысячу кубов. На этом снижении за последние пять лет "Газпром" потерял 25 млрд. долларов. Но есть у этого вопроса и другие аспекты. Низкие внутренние цены на газ никоим образом не стимулируют конкуренцию между видами топлива. Разумеется, из-за дешевизны газа на него ажиотажный спрос, а на уголь и мазут спрос снижается. Понятно также, что низкие цены на газ не могут стимулировать энергосбережение, энергоемкость производства у нас сейчас в полтора-два раза выше, чем в развитых странах. Наверное, действительно нужно приводить внутренние цены на газ в соответствие с затратами на его добычу, подготовку и транспортировку. Кажется, уже есть решение правительства о повышении цены на 20 процентов со следующего года. Очевидно, и дальнейшее ее повышение неизбежно.

И здесь мне кажется очень резонным предложение выступавшего на встрече председателя Российского газового общества Валерия Язева о разделении регулируемого газового рынка на три составляющие: первая охватывает социальный сектор (кухни, коммунальное хозяйство, бюджетные организации, армия), в котором цены должны повышаться очень медленно; вторая - промышленность, где повышение цен не должно подорвать конкурентоспособность нашей продукции на внешних рынках, с одной стороны, а с другой, не дать возможность извлекать сверхприбыль; третья составляющая — электроэнергетика, для которой цена на газ должна быть сопоставима со стоимостью других видов топлива, чтобы стимулировать перевод электростанций на уголь и мазут.

Сейчас возраст газопроводов компании от 10 до 33 лет, а 14 процентов их и того старше при амортизационном сроке тридцать лет. Модернизация транспортной системы требует затрат от 3 до З,5 млрд. долларов. Адекватные цены на "голубое топливо" на российском рынке позволят получить средства и на эти работы.

Шла на встрече речь и о долгах за газ. Российские потребители должны сегодня "Газпрому" миллиард долларов, Украина — 1,6 миллиарда, маленькая Молдова — столько же, сколько Россия, Белоруссия — 120 миллионов. Вопросы погашения долгов так или иначе решаются. Но в то же время текущая оплата поставленного потребителям газа в России составляет лишь 97 процентов. Особенно беспокоит компанию ситуация в Южном федеральном округе, где, например, Чечня, получая два миллиарда кубометров газа в год, ничего за него не платит. Поэтому руководство "Газпрома" основными принципами региональной политики провозглашает: полную оплату текущих поставок газа; ликвидацию задолженностей; рост потребления за счет приобретения рыночного газа; социальную поддержку тех, кто серьезно занимается энергосбережением. Кстати, как следует из сборника, упомянутого выше, на 1 сентября потребители Башкортостана должны были компании 865 миллионов рублей. Это примерно столько же, сколько должна Нижегородская область, несколько меньше, чем Самарская, и значительно меньше, чем Саратовская.

Вот уже несколько лет, не ослабевая, звучит тема реформирования "Газпрома". Схемы и варианты предлагались разные, вплоть до вычленения из компании транспортной составляющей, раздела и приватизации магистральных трубопроводов. Руководители "Газпрома", да не только они, а и названный выше В.Язев, выступавший на встрече председатель Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Александр Жуков признают необходимость определенной перестройки отрасли, которая (перестройка) включала бы формирование оптимальных цен на газ на внутреннем рынке, модернизацию магистральной и распределительной газотранспортной инфраструктуры, либерализацию газового рынка как необходимое условие развития отрасли, законодательное обеспечение реформирования и т.д. Предлагаемое же некоторыми радикальными реформаторами деление "Газпрома" может иметь губительные последствия для отрасли да и для экономики страны в целом. Дело в том, что деятельность газотранспортной системы в данное время дотируется газовыми промыслами за счет довольно низкой себестоимости добычи. Надо ведь содержать, поддерживать в рабочем состоянии эту махину в 150 тысяч километров трубы со всеми газоперекачивающими станциями, хранилищами и прочей инфраструктурой. Выдели сейчас все это из "Газпрома" — чтобы обеспечить жизнедеятельность транспортной системы и рентабельность, придется поднять цену за перекачку газа, по подсчетам специалистов, в 2,5-3 раза. Нетрудно представить, чем это обернется для потребителя, а в конечном счете — для всей российской экономики.

Поэтому, надо надеяться, российское правительство и те, кому оно поручило прорабатывать вопросы перестройки газовой отрасли, учтут богатый и, как правило, печальный опыт реформирования ради реформирования и решения будут приниматься без суеты и спешки и только на пользу России и россиянам.

Автор: Владислав Колокольников

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть