Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.27 ↓

EUR 69.66 ↑

21 ноября Вторник

Уфа   °

ФАЛЬШИВЫЕ РЕЙТИНГИ. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

ПОЛИТИКА

При ознакомлении с публикуемыми в период предвыборной кампании различными рейтингами подчас возникает недоумение: почему отношение населения к политикам по мере приближения к дате выборов меняется столь резко. К сожалению, некачественные и фальсифицированные опросы в России получают не меньшее распространение, чем поддельные алкогольн...

При ознакомлении с публикуемыми в период предвыборной кампании различными рейтингами подчас возникает недоумение: почему отношение населения к политикам по мере приближения к дате выборов меняется столь резко. К сожалению, некачественные и фальсифицированные опросы в России получают не меньшее распространение, чем поддельные алкогольные напитки (дело в том, что технология масштабных представительных опросов очень сложна, трудоемка и требует немалых знаний, квалификации и материальных затрат. Провести оперативно такой опрос в стране или крупном регионе под силу только мощным службам, имеющим заранее развернутую и технически оснащенную сеть отделений и опорных пунктов, с сотнями квалифицированных специалистов и оснащенных дорогостоящей техникой. Создание такой сети требует значительного времени и капитальных вложений. Поэтому следует доверять службам известным и авторитетным и не спешить делать какие-либо выводы из обнародованных "сенсационных" данных сомнительного характера).

В социологии давно известно, что ценность рейтингов политиков или партий, полученных при опросах экспертов (а не самих избирателей), невелика. Если отношение населения к политику или политобъединению может отразиться на голосовании за него или за представляемую им партию, то экспертные рейтинги являются только мнением одной из бесконечного множества возможных групп специалистов.

Большое распространение сейчас получили рейтинги различных персон, составленные по опросам, опубликованным на страницах прессы. Однако чаще всего такие данные носят откровенно предвзятый характер, резко расходятся с результатами грамотных социологических опросов и никак не отражают мнения населения в целом, а лишь той его части, для которой предложенная проблема является наиболее болезненной. Например, если задать со страниц СМИ вопрос о том, как поступать с угонщиками автомобилей, то среди ответивших наибольшую часть будут составлять пострадавшие от угонов в последнее время. И если будет предложено на месте расстреливать угонщиков, то эта идея будет широко поддержана.

Так же поступает, например, и "Независимая газета", публикующая свои оценки наиболее влиятельных политиков и предпринимателей России. Большое удивление и недоумение вызывает внезапное появление новых лиц в рейтингах ведущих политиков, удачливых бизнесменов, влиятельных предпринимателей и т.д. Чем объяснить факт появления Сергея Веремеенко среди 50 наиболее влиятельных предпринимателей России, учитывая то, что до середины 2003 года его фамилия вообще не была замечена в списках ни одного рейтингового агентства. А уж продвижение Сергея Веремеенко вверх по рейтинговой лесенке непонятно даже самому агентству экономических новостей "Независимой газеты", эксперты которой с явным недоумением делают предположения о том, что "рейтинг Веремеенко, возможно, обусловлен тем, что он недавно возглавил Фонд содействия развитию регионов".

Однако данный фонд, действительно номинально возглавленный с недавних пор Веремеенко, был основан только в начале октября, абсолютно ничем пока еще себя не зарекомендовал и ни одного полезного дела для развития хотя бы одного региона не сделал, кроме бесконечных обещаний "золотых гор" и "неба в алмазах" для всех 89 субъектов Федерации. Как же случилось так, что уже в конце октября рейтинг Веремеенко столь стремительно улучшился? Ничем, кроме как необъективным, ангажированным, заказным характером публикаций "Независимой газеты" этот факт объяснить нельзя. Почему-то рейтинги "Независимой газеты" не совпадают с аналогичными данными, приводимыми в других изданиях ("Эксперт", "Рейтинг", "Деньги", "Профиль", "Компания", публикующими данные о самых влиятельных бизнесменах России). Ни в одном из названных изданий фамилия господина Веремеенко почему-то не была замечена.

Еще раз хочется подчеркнуть, что нельзя спешить делать какие-либо выводы из обнародованных "сенсационных" данных сомнительного характера.

Автор: Петр Карманов

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть