Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.65

EUR 69.07

24 сентября Воскресенье

Уфа   °

КОНСТАНТИН ТОЛКАЧЕВ: "ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДОКАЗАЛА СВОЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ"

ПОЛИТИКА

В канун Дня республики мы обратились к Председателю Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан К.Б.Толкачеву с просьбой ответить на несколько вопросов
- Константин Борисович, 13 лет назад была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан.
В чем заключается ее позитивный потенциал...

В канун Дня республики мы обратились к Председателю Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан К.Б.Толкачеву с просьбой ответить на несколько вопросов

— Константин Борисович, 13 лет назад была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

В чем заключается ее позитивный потенциал для республики?

— Прежде всего хочу напомнить, что принятие Декларации нашей республики в 1990-м году, сразу после принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, стало ответом на назревшие проблемы времени, помогло России сохранить свою целостность. Декларацию о государственном суверенитете нашей республики с полным правом можно назвать событием, влияющим на судьбы поколений. Она на многие десятилетия вперед определила перспективу развития Башкортостана, будущее нашего многонационального народа. Именно этот документ стал основой базовых правовых актов, определивших векторы политического и экономического развития республики и отрегулировавших ее отношения с федеральным центром — Приложения Республики Башкортостан к Федеративному договору, Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий и, конечно, Конституции республики. Становление реальной государственности Башкортостана имеет очевидные результаты в самых разных сферах жизни. Высокие экономические показатели, сильная социальная политика, стабильность общественно-политической ситуации и межнациональное согласие, которыми отличается

республика, — наглядное отражение конструктивного потенциала

Декларации о государственном суверенитете.

Декларации о государственном суверенитете республик с самого их принятия вызвали неоднозначную реакцию в Центре. Хотя государственность республик, входящих в состав Российской Федерации, никоим образом не нарушает целостность и государственный суверенитет страны. Прежде, когда говорили о суверенитете, подразумевался прежде всего международный аспект, то есть государственная независимость, равноправное положение отдельной

страны в мировом сообществе. Но сам ход исторического развития порождает многовариантность понимания суверенитета, отличающегося различным уровнем правовых рамок. Бессмысленно противопоставлять суверенитет республики, входящей в состав Федерации, суверенитету самой Федерации, а тем более говорить об их несовместимости. Основной Закон страны определяет республики государствами (часть 2 статьи 5). Нужно правильно осмысливать и объяснять эту норму Основного закона. Правильней, на наш взгляд, была бы такая формула: в одном государстве не может быть ни двух равнозначных государственных властей, ни двух равноправных государств, одно из которых входит в состав другого. Федеральная государственная власть имеет примат над государственной властью субъектов. Федерация допускает в своем субъектном составе и государства, предметы ведения и полномочия которых ограничены ее компетенцией. В данной ситуации федерация и ее субъект есть государства неравнозначные, неравноправные, разноуровневые.

Ни одно государство не обладает неограниченным суверенитетом, потому что отдает часть своего суверенитета более высоким региональным и международным объединениям, а часть — своим субъектам. У суверенитета большие возможности. Проблема в том, как их реализовать, каким конкретным содержанием суверенитет будет наполняться на деле. Декларация о государственном суверенитете нашей республики показала действенный позитивный потенциал суверенитета.

Под давлением федерального Центра в новой редакции Конституции республики нам пришлось отказаться от этого термина. В тексте Основного Закона он заменен понятием государственность, которая выражается в обладании республикой всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Эта замена терминов не меняет сути: в статье 73 Конституции Российской Федерации говорится о том, что субъекты обладают всей полнотой государственной власти кроме

тех полномочий, которые находятся в ведении Российской Федерации,

а также кроме предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов Это есть не что иное, как формула суверенитета.

Государственность Республики Башкортостан не нарушает целостность и суверенитет Российской Федерации, более того — позволяет российской власти более эффективно решать задачи, стоящие перед страной, обеспечивает стабильность и динамизм ее развития. Главная проблема сейчас — договориться на федеральном уровне о четком разграничении полномочий. Тогда естественным образом снимется настороженность в отношении "излишней самостоятельности" республик, которую испытывают определенные политические силы в Центре.

— У Башкортостана богатый законотворческий и законодательный опыт, насколько он используется в формировании федерального законодательства?

— Действительно, у нас создана солидная законодательная база — в республике действуют 16 кодексов и свыше 500 законов. Многие законы, принятые у нас, не имеют аналогов на федеральном уровне. Мы не устанавливаем какие-то новые правила, а используем разработанные стандарты, учитывая специфику республики. Совершенно очевидно, что каждый субъект Российской Федерации самобытен, и у каждого есть свои проблемы и варианты их решения. Отсутствие четкого разграничения полномочий в стране провоцирует постоянное нарушение "границ", особенно в сфере совместного ведения. Как правило, грешит этим федеральный Центр. Сейчас, когда идет процесс уточнения и определения этих границ, происходит это, как правило, таким образом, что предметы совместного ведения все больше переходят в юрисдикцию Центра.

Говоря о необходимости разграничения полномочий (а именно Башкортостан постоянно настаивает на скорейшем решении проблем разграничения), оптимальным выглядит отказ от сферы совместного ведения, ибо в конечном счете, как показывает практика, это неизбежно становится сферой федерального законотворчества, исключительной юрисдикцией федерального центра. Такой дисбаланс на руку тем, кто стремится снова всех построить и уравнять. Мы это уже проходили и знаем — путь тупиковый.

Стремясь исправить положение, мы выходим с законодательной инициативой в Государственную Думу — туда уже направлен 51 законопроект. Вообще, парламентарии республики активно используют право законодательной инициативы. Мы не можем пассивно наблюдать, как принимаются федеральные законы, ущемляющие интересы регионов. В последнее время Государственным Собранием республики направлено в Госдуму более 20 законопроектов, которые давно нужны на федеральном уровне.

Правовые нормы, принимаемые на федеральном уровне, не всегда соответствуют требованиям других социальных норм (традиций, обычаев, религиозных представлений и др.). Более того, излишняя детализация правил поведения, содержащаяся в законах, несет опасность вступить в противоречие с иными социальными нормами. Особенно эта опасность характерна для республик и других национально-государственных образований, где, если говорить откровенно, для некоторых этносов в силу исторических условий жизнедеятельности традиции, обычаи в ряде случаев оказываются гораздо более мощным регулятором поведения, нежели право.

— Константин Борисович, правовые коллизии, о которых вы рассказали, вызывают еще один вопрос — в последнее время республика усиленно приводила свое законодательство в соответствие с федеральным. В то же время очевидно, что и оно далеко от совершенства. Не случайно ведь, все чаще раздается критика в адрес Основного Закона страны. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

— Хочу подчеркнуть, что процесс согласования законодательства происходит не под каким-то нажимом, а вызывается объективной необходимостью: нужно увязать наши правовые акты с положениями обновленной Конституции Башкортостана и новыми федеральными законами. В результате изменено более 300 республиканских правовых актов. Причем процесс согласования с федеральным законодательством должен носить характер диалога или, образно говоря, быть "дорогой с двусторонним движением". Депутаты Госсобрания республики направили в адрес федеральной согласительной Комиссии три тома предложений по совершенствованию и федерального, и регионального законодательств.

Согласование законодательства — это перманентная рутинная работа. Не надо ее излишне политизировать и делать разменной картой в руках политиканов. А именно это происходит, когда в законотворческий процесс происходит силовое вмешательство — прокурорское или судебное. По нашему мнению, существует только один путь решения правовых проблем — поиск законодательных компромиссов. Что же касается критических оценок российской Конституции, то практика государственного строительства показывает, что многие положения и нормы Основного Закона нуждаются в уточнении, конкретизации и развитии. И правовые коллизии в отношениях Центра и регионов, о которых мы говорим, проецирует именно Конституция страны, где компетенция субъектов не конкретизируется и не дифференцируется применительно к статусу субъекта.

Необходимо предлагать правовой механизм обеспечения интересов субъектов Федерации, которые сегодня ни в какой мере не защищены от произвола федеральных государственных властных структур. Мы не можем назвать ни одного акта прокурорского реагирования в отношении тех федеральных законов, которые вторгаются в компетенцию субъектов Федерации. К нашему сожалению, в законодательной сфере отношения между федеральным центром и субъектами Федерации строятся в основном на принципах подчинения и подчиненности. Законодательство субъектов не защищено фактически ни прокуратурой, ни судебной властью. К большому сожалению, фактически фиктивной является и статья 85 Конституции Российской Федерации, где пункт 1 гласит: "Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда". Стремясь реанимировать эту конституционную норму, Государственное Собрание — Курултай — Республики Башкортостан вышло к Государственной Думе России с законодательной инициативой: 10 июля этого года наш парламент принял постановление "О законодательной инициативе Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Принятие данного законопроекта позволило бы, на наш взгляд, "заработать" этой чрезвычайно важной правовой норме, содержащей серьезный позитивный потенциал.

— Выступая с докладом на республиканской конференции "Проблемы становления и развития местного самоуправления", вы сказали, что сегодня среди субъектов Российской Федерации наша республика имеет наиболее развитую правовую базу местного самоуправления. В то же время отметили, что фактическая реализация ее в деятельности глав муниципальных образований была несколько затруднена. А в чем причина такого противоречия?

— Да, деятельность органов местного самоуправления у нас регулируют более двадцати республиканских законов. В то же время, действительно, мы должны отметить, что фактическая реализация социальных направлений деятельности глав муниципальных образований и муниципальных служащих в полном объеме была несколько затруднена. Принятие соответствующих законов, требующих значительных финансовых затрат, совпало с увеличением нормативных отчислений, налогов и иных платежей в федеральный бюджет. Однако даже при этом все социальные гарантии, предусмотренные вышеназванными законами, а также Законом Республики Башкортостан "О муниципальной службе в Республике Башкортостан", будут учтены при рассмотрении и принятии бюджета Республики Башкортостан на 2004 год. В целях скорейшего формирования самого института муниципальной службы, реализации социальных гарантий его сотрудников нашим Госсобранием приняты законы "О реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан", "О порядке проведения аттестации, квалификационного экзамена и присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим в Республике Башкортостан". На стадии разработки находятся проекты законов о денежном содержании лиц, замещающих выборные муниципальные должности и штатные должности муниципальной службы, о порядке исчисления стажа муниципальной службы, назначения и выплаты пенсий за выслугу лет муниципальной службы, о перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы и другие. Однако продолжает сохраняться ряд причин объективного характера, затрудняющий эффективное функционирование системы местного самоуправления. К ним следует отнести: недостаточное понимание сущности местной власти и ее возможностей; несогласованность и недостаточная проработанность законодательства, в первую очередь неясность в определении компетенции; слабая собственная экономическая и финансовая база местного самоуправления; непроработанность механизмов контроля за деятельностью местной власти как со стороны государства, так и со стороны населения; неподготовленность кадров органов местного самоуправления; противоречие налогово-бюджетного законодательства Российской Федерации законодательству о государственном устройстве и местном самоуправлении.

— Константин Борисович, невозможно говорить о Дне республики, не затронув важный для всех нас вопрос о предстоящих президентских выборах в Башкортостане. Как вы оцениваете предвыборную ситуацию в республике?

— Выборы — нормальная демократическая процедура. Они не должны превращаться в стихийное бедствие или, как теперь говорят, "почти войну". Понятно, что негативный ажиотаж вокруг предстоящих в республике выборов, раздуваемый рядом средств массовой информации, на руку определенным политическим силам и экономическим кланам, стремящимся прорваться к солидному куску пирога под названием "Башкортостан". Стиль и методы, которые они используют, как мы все видим, цивилизованными не назовешь. "Черный пиар", грязь, выливаемая на республику, зашкаливают все мыслимые рамки. Реально противодействовать им можно только в судебном порядке. Но судебные процедуры требуют времени, а клевета против республики, где на один процент правды приходится 99 процентов лжи, создает неблагоприятный социальный фон избирательной кампании здесь и сейчас. Но те, кто усердствуют на этом неблаговидном поприще, явно перегибают палку — объем информационной грязи, обрушенный на Башкортостан, уже вызывает отторжение у жителей республики, вызывая недоверие к СМИ в целом.

Я думаю, башкортостанцы разберутся, чего стоят претенденты, которые используют такой стиль предвыборной борьбы. За прошедшее десятилетие у нас в стране было достаточно общественных потрясений, которые республика сумела достойно выдержать. Думаю, выдержит и очередной выборный "циклон".

Автор: Марина Шумилова

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть