Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.65

EUR 69.07

24 сентября Воскресенье

Уфа   °

С 2006 ГОДА НАЧНЕМ САМОУПРАВЛЯТЬСЯ?

ПОЛИТИКА

Вчера, наконец-то, депутаты Госдумы приняли в третьем чтении президентский законопроект об общих принципах организации местного самоуправления. Он вступит в силу с 2006 года. 176 страниц убористого текста распишут нашу местную жизнь от и до, конечно, после утверждения документа верхней палатой Федерального Собрания и подписания...

Вчера, наконец-то, депутаты Госдумы приняли в третьем чтении президентский законопроект об общих принципах организации местного самоуправления. Он вступит в силу с 2006 года. 176 страниц убористого текста распишут нашу местную жизнь от и до, конечно, после утверждения документа верхней палатой Федерального Собрания и подписания его Президентом России, в чем никто не сомневается. Документ в свое время вызвал нешуточное оживление как в самой Думе, так и в обслуживающих ее околодумских кругах, у журналистской братии, среди высокопоставленных политиков, у чиновников средней руки. И каждому было что сказать по предлагаемому проекту.

Одни пугали так: новый закон может стать одной из тех "мин замедленного действия", которые, если не подорвут, то, во всяком случае, изменят устои современного государственного устройства. Якобы впереди нас ожидает еще и грандиозный передел или хотя бы перераспределение государственной собственности, который пока выглядит вполне безобидной административной процедурой.

Другие приводили иные устрашающие доводы. Третьи считали, что ничего плохого не произойдет, просто закон не будет работать, пока не появятся реальные источники финансирования нужд, подведомственных органам местного самоуправления.

Как известно, законопроект был подготовлен специально созданной рабочей группой в рамках комиссии по разграничению полномочий между субъектами федерации и органами местного самоуправления под руководством заместителя руководителя администрации президента Дмитрия Козака. По мнению разработчиков, проблемы местного самоуправления можно решить с помощью абсолютно новой структуры административно-территориального деления страны на органы местного самоуправления с наделением их новыми функциями и полномочиями. Перераспределение собственности в этом случае будет происходить как между различными муниципалитетами (которые будут сформированы по-новому), так и между органами местного самоуправления и субъектами федерации.

Кроме перераспределения собственности Россию ожидает передел территории и перевыборы всех муниципальных органов. В реальной жизни это должно задеть практически всех. Если как следует вчитаться в законопроект, должна будет произойти революция на уровне местного самоуправления. А вот готовы ли мы к такому повороту событий?

Если говорить о Башкортостане, то, скорее, да, чем нет. В республике давно и небезуспешно работают в этом направлении. Причем все наработки в виде предложений и поправок постоянно вносились в ходе обсуждения законопроекта. Об этом, например, говорил заместитель председателя думского комитета по экологии, член Центрального политсовета партии "Единая Россия" Рим Бакиев, выступая перед журналистами на пресс-конференции по итогам весенней сессии Госдумы. Лично он внес 13 поправок.

Наверное, несмотря на какие-то неизбежные погрешности, надо признать, что закон о принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации соответствует потребностям российской действительности, предусматривает комплексный подход к решению проблем местного самоуправления и устраняет проявлявшуюся кое-где самодеятельность в организации власти на местах. Правда, именно эту "самодеятельность" многие противники законопроекта рассматривали как своеобразие местного самоуправления.

Например, по мнению одного из московских экспертов Надежды Косаревой, президента Фонда "Институт экономики города", селекторная пресс-конференция с которой состоялась для журналистов Башкортостана еще осенью 2002 года благодаря Клубу региональной журналистики при поддержке фонда "Открытая Россия", — изначально, по Конституции, органы местного самоуправления были призваны быть совершенно иным институтом, предусмотренным для самостоятельного решения вопросов местного значения. Что это за вопросы, само население и должно определять.  — Даже главная цель — повышение управляемости имеет, к сожалению, мало отношения к местному самоуправлению, — считает Косарева. — Разработчики оперируют словами "порядок", "единообразие". Но такая огромная система, как Российская Федерация, не может быть основана на принципах единообразия. В конечном итоге, при такой попытке она будет очень неустойчива, потому что принимаемые решения центра не могут быть эффективны на местах: факторов, особенностей так много, что все их невозможно принять во внимание. Напротив, децентрализованные системы, которые позволяют проводить адаптацию к местным условиям, гораздо более устойчивы, хотя и основаны на принципах разнообразия и учета местных особенностей. Очевидно, что методы внедрения управляемости могут быть реализованы только жесткими административными ресурсами (с точки зрения разработчиков), которые очень близки ресурсам, мягко говоря, не совсем демократических государств.

Принятие новой, то есть единообразной схемы формирования органов местного самоуправления, муниципалитетов, должно помочь государству, на взгляд Надежды Косаревой, завуалированно решить совершенно другую задачу. Известно, что объем обязательств государства представляет собой 6,5 триллиона рублей. Тогда как весь консолидированный бюджет страны составляет 3,5 триллиона. Как так получилось? Просто в свое время из популистских целей обещано населению было гораздо больше, чем существует в стране финансовых ресурсов! Причем, обязательства брал на себя федеральный центр, а совсем не местное самоуправление. Но ведь за льготами и прочим население едет не в Москву, а идет к ближайшей местной власти. И при таком долге государства перед гражданами органы местного самоуправления становятся очень удобной структурой, которой можно приказать исполнять государственные полномочия. Местное самоуправление, по сути, встраивается в систему государственной власти для того, чтобы государству было удобно выполнять свои обещания.

По большому счету, у нас в республике пока все складывается, по мнению большинства обозревателей, самым благоприятным образом. И принятый закон во многом лишь подтвердит уже фактически действующую с некоторых пор структуру местных органов власти. Закрепит на федеральном уровне правовую основу для формирования муниципальных образований, даст возможность перераспределить полномочия органов местного самоуправления, сохранить и совершенствовать механизм управления. Это вселяет оптимизм, поскольку у нас созданы и уже действует немало муниципальных образований, которые формируют и исполняют местные бюджеты. Накоплен и положительный опыт деятельности территориальных органов государственной власти.

Но если посмотреть на любой местный бюджет, то сегодня лишь малая толика идет на исполнение госполномочий. Теперь же половина местного бюджета будет направлена на решение государственных задач. Поэтому все-таки остается ощущение, что не совсем честно перекладывать всю ответственность на муниципальные образования — они же не справятся.

Отсутствие у органов местного самоуправления надежной финансовой базы для развития — один из моментов острой критики на протяжениии всего хода обсуждения законопроекта. Муниципалитеты не обладают полными полномочиями по формированию доходной базы, перегружены расходными полномочиями на финансирование, которые делегированы им решениями федерального центра и региональных органов. При этом муниципалитеты с трудом пока могут задействовать основной экономический ресурс развития — землю и недвижимость, которые еще только начинают вводится в экономический оборот, и пока, к сожалению, лежат мертвым грузом.

Однако есть и положитедьные примеры. Взять хотя бы Мордовию, с опытом которой на днях знакомились и посланцы Башкортостана. Там показывают пример остальной России, как можно буквально за несколько лет увеличить доходы сельских Советов в 6 — 10 раз.

Какими они будут — все эти вновь создаваемые муниципальные образования? Пока еще вопрос. Но законодательная поддержка им уже гарантирована, и это радует. Остается в кратчайшие сроки научиться эффективному управлению имуществом.

Под конец позволим себе задать риторический (ведь ничего изменить нельзя — закон принят) и даже наивный вопрос. Зачем все это нужно? Какая глобальная проблема страны решается с принятием такого закона? Если это декларируемое повышение управляемости, то почему так мало учитывается мнение "низов", которые пока сами зачастую не знают, чего хотят, в то время как "верхи" за них все уже придумали. И во что выльется на практике предлагаемое административно-территориальное переустройство? Вообще чем был плох действовавший до сей поры закон о местном самоуправлении?

— Мне кажется, что существующий закон о местном самоуправлении вполне "рамочен" — как "большой кафтан на вырост", — говорила на пресс-конференции Надежда Косарева. — Возможно, теми правами, которые он предоставляет, население еще даже не пользуется. Но кто-то начинал пользоваться, кто-то воспользовался бы завтра. Он оставлял свободу принятия решений на местном уровне.

НАША СПРАВКА

Косарева Надежда Борисовна — президент Фонда "Институт экономики города" со дня его основания в 1995 году. Окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, кандидат экономических наук. Работала в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Эксперт в сфере жилищной политики, жилищного финансирования, развития рынка недвижимости, а также по вопросам организации местного самоуправления. Является одним из разработчиков проектов Федеральных Законов "Об основах федеральной жилищной политики", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О товариществах собственников жилья", Земельного Кодекса Российской Федерации, государственной целевой программы "Жилище", концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и других нормативных правовых документов. Надежда Косарева является членом правительственной комиссии по жилищной политике, членом Коллегии Госстроя России, а также членом Экспертного совета при Комиссии по развитию ипотечного кредитования Государственной Думы Российской Федерации.

Автор: Лилия Зинова

Теги: госдума
Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть