Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.63

EUR 70.36

19 ноября Воскресенье

Уфа   °

ПРЕЗИДЕНТ БАШКОРТОСТАНА МУРТАЗА РАХИМОВ: В ВЫСОКОМ КАЧЕСТВЕ И ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ НАШЕГО РАЗВИТИЯ!

ПОЛИТИКА

Сегодня во второй половине дня в селе Верхние Киги открылось пленарное заседание традиционного августовского совещания педагогов республики. Проходит оно в обновленном районном Доме кудьтуры.
Агентство "Башинформ" с незначительными сокращениями передает текст выступления Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на этом совещании...

Сегодня во второй половине дня в селе Верхние Киги открылось пленарное заседание традиционного августовского совещания педагогов республики. Проходит оно в обновленном районном Доме кудьтуры.

Агентство "Башинформ" с незначительными сокращениями передает текст выступления Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на этом совещании.

"Хэрмэтле иптэштэр!

Уважаемые товарищи!

Наше ежегодное республиканское совещание по образованию выходит далеко за рамки одной отрасли. В современных условиях к проблемам образования, так или иначе, имеет отношение каждый из нас. Важно перед началом нового учебного года подвести итоги деятельности образовательной системы, наметить пути ее совершенствования.

Само время ставит перед образованием новые задачи. Прошедший 2002-2003 учебный год стал стартовым в реализации Концепции его модернизации. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на недавнем съезде Российского союза ректоров, подчеркнул: "Мы достигли многих успехов в демократическом строительстве, в формировании цивилизованного рынка. Однако все понимаем, что еще много предстоит. И задача отечественного образования в том, чтобы помочь пройти этот переходный возраст быстро, грамотно, эффективно".

Эта высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования оперативных, продуманных и эффективных действий, прежде всего, по кадровому обеспечению экономических и социальных реформ.

Дорогие друзья!

В Башкортостане развитие системы образования — важнейшее направление государственной политики, основа наращивания интеллектуального, научного и профессионального потенциала. Во многом благодаря продуманным действиям исполнительной и законодательной власти республики, самоотверженной работе учительства образовательная система Башкортостана успешно выдерживает все испытания и продолжает последовательно развиваться как часть общероссийского и мирового образовательного пространства.

Сегодня система образования Башкортостана — это около шести тысяч учреждений, свыше миллиона обучающихся и более 150 тысяч педагогических работников. Она — одна из крупнейших и развитых в России. По ряду важнейших показателей образования республика сегодня входит в первую десятку регионов страны.

Произошли существенные изменения в каждой ступени образования. Появились новые типы и виды образовательных учреждений, негосударственные школы. Развиваются современные подходы в обучении и воспитании подрастающего поколения. Республика стала федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования России по целому ряду важнейших направлений модернизации. В сфере образования реализуются 15 целевых республиканских программ. На них из республиканского бюджета выделено около 400 миллионов рублей.

В Башкортостане созданы практически не имеющая аналогов в стране модель национального образования, развитая система социальной защиты обучающихся, сохранения их здоровья, профилактики беспризорности и безнадзорности.

В основе этих позитивных изменений — серьезные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы нашей республики. Башкортостан вошел в новый век как высокоразвитый индустриально-аграрный регион России, крупный культурный и научно-образовательный центр. Республика отличается политической и социальной стабильностью, межнациональным и межконфессиональным согласием.

В экономике Башкортостана уже пятый год идут позитивные перемены. Успешно развивается топливно-энергетический комплекс. Значительные темпы роста показывают машиностроение и металлообработка, цветная и черная металлургия, легкая промышленность. Поддерживается высокая инвестиционная активность, растет экспорт. Достигнут заметный прогресс в аграрном секторе. По объему валового регионального продукта и промышленного производства Башкортостан сегодня входит в первую десятку регионов России, а по объему продукции сельского хозяйства занимает второе место.

Экономический рост республики имеет большое значение для всей страны. Средства, перечисляемые в федеральный бюджет, за последние четыре года увеличились более чем в шесть раз. По их объему Башкортостан устойчиво занимает первое место в Приволжском федеральном округе и пятое место в стране после Москвы и основных нефтегазодобывающих регионов.

Ориентируясь на динамичное развитие экономики, мы всегда помним о главном — о благополучии людей, повышении уровня их жизни. Принимаются конкретные меры для роста доходов населения, оказания адресной социальной помощи малообеспеченным и многодетным семьям, ветеранам войны и труда. Как отметил во время своего визита в республику министр труда и социального развития Российской Федерации Александр Петрович Починок, социальная сфера Башкортостана находится на подъеме, имеет высокий рейтинг в стране.

Оказывается широкая государственная поддержка социально уязвимым категориям населения. Значительно расширена сеть учреждений социального профиля для обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей и подростков. Успешно реализуется Программа социальной поддержки населения. На ее выполнение за последние пять лет направлено 21,6 миллиарда рублей. Для ветеранов и инвалидов введены дополнительные льготы, не предусмотренные на федеральном уровне. Большое внимание уделяется многодетным семьям, повышению статуса многодетной матери.

С 1998 года у нас сложилась добрая традиция — ежегодно выделять крупные социальные направления. Практика реализации мероприятий Года семьи, Года ребенка, Года матери, Года молодежи, Года здоровья, нынешнего Года спорта и здорового образа жизни доказывает эффективность такой политики.

Активно идут газификация и телефонизация населенных пунктов, возведение жилья и объектов социальной сферы, строительство дорог, мостов. Все это еще раз подтверждает, что наша экономика ориентирована на социальные нужды населения, работает на человека.

Система образования всегда в центре внимания руководства Башкортостана. Инвестиции в образование являются приоритетными. По сравнению с 1998 годом расходы на эти цели увеличились более чем в 2,9 раза и превысили в 2002 году 8,7 миллиарда рублей. В результате этого сохранены высокие темпы строительства образовательных учреждений. За последние пять лет построено школ более чем на 29 тысяч ученических мест, дошкольных образовательных учреждений — почти на 1,5 тысячи мест. Из них больше половины - на селе. По строительству школ и детсадов мы стабильно занимаем передовые позиции в стране.

Неослабное внимание уделяется вопросам социальной защиты обучающихся, учителей и преподавателей. За последние годы доля учащихся, получающих в образовательных учреждениях горячее питание, увеличилась с 68 до 91,4 процента. Причем учащиеся из многодетных семей обеспечиваются горячим питанием, школьной и спортивной формой бесплатно. А первоклассники из таких семей также бесплатно получают и наборы школьно-письменных принадлежностей. Для одаренных учащихся учреждены стипендии Президента республики.

Более 15 миллионов рублей в республике ежегодно выделяется на социальную защиту студентов. В числе немногих субъектов Российской Федерации у нас сохранились и действуют студенческие оздоровительные лагеря. Получают специальные пособия студенческие семьи, имеющие детей. Каждый год, помимо академических стипендий, более 300 студентов вузов и колледжей, аспирантов и докторантов, добившихся значительных успехов в учебной и научной деятельности, получают президентские стипендии.

В настоящее время в системе образования республики — около 100 спортивных школ, клубов физической подготовки, в которых занимаются до 70 тысяч детей и подростков. При этом ежегодно в городах и районах открываются новые спортивные школы, спортивно-оздоровительные комплексы. Сегодня мы можем гордиться тем, что по многим показателям развития массовой физкультуры Башкортостан входит в число ведущих регионов России.

С 2001 года идет масштабная компьютеризация школ. Сформирована и

успешно развивается республиканская образовательная информационная среда, а парк современных компьютеров приближается сегодня к 11 тысячам.

Благодаря профессионализму педагогов, образовательная система Башкортостана имеет неплохие качественные показатели. Как показали итоги федерального эксперимента по введению Единого государственного экзамена в прошлом году, результативность общего математического образования в республике выше, чем в среднем по стране. Наши школьники и студенты регулярно завоевывают призовые места и дипломы на различных предметных олимпиадах.

Большое значение в Башкортостане придается развитию национальной школы. Созданы условия для того, чтобы дети всех наций и народностей, проживающих в республике, наряду с русским, могли овладеть и своим родным языком. Ведь именно язык — главное в сохранении и консолидации каждого народа.

Примечательно, что за последние десять лет количество изучаемых в школах родных языков увеличилось с 7 до 15, а обучающихся на родных языках — более чем в два раза. Приняты долгосрочные государственные программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан, успешно развиваются башкирские, татарские, марийские, чувашские, удмуртские, украинские и другие национальные школы.

В 2002 году мы сделали серьезный шаг по совершенствованию управления образованием. Создан единый орган управления общеобразовательной и профессиональной школой — Министерство образования. Сегодня оно совместно с Координационным советом при Правительстве Республики Башкортостан успешно проводит модернизацию системы образования. Определены единые подходы к нормативному

правовому, методическому,

информационному, материально-техническому и кадровому ее обеспечению.

В этом году Министерству образования республики предстоит отчитаться за выполнение Программ развития общего, а также высшего и среднего профессионального образования на 1999-2003 годы и впервые разработать единую Программу развития всех ступеней системы образования Республики Башкортостан на 2004-2008 годы.

При разработке этого важного документа считаю нужным выделить следующие направления работы.

Первое. Необходимо совершенствовать систему управления качеством образования. Управленческая вертикаль должна работать в соответствии с современными требованиями, оперативно оценивать и вносить коррективы в деятельность каждого образовательного учреждения. Важно обеспечить доступность и высокое качество образования. На него имеет право каждый житель Башкортостана! Управляемость, координация, преемственность в деятельности всех ступеней системы непрерывного образования должны служить социальному заказу.

Здесь требуются наши общие усилия. Поэтому сегодня нужно более активно развивать государственно-общественные формы управления, в частности, попечительское движение. Родители, общественность должны иметь все возможности для участия в определении перечня и содержания образовательных услуг, общественного контроля за их качеством и оказания соответствующей помощи. Опыт многих других регионов показывает, что за счет попечительских советов система образования может решить целый ряд важнейших вопросов своей жизнедеятельности.

В Башкортостане попечительские советы созданы коллективами более 60 процентов образовательных учреждений. В последнее время они действуют и при органах управления образованием, администрациях районов и городов. Пример здесь показывают города Белебей и Белорецк, Абзелиловский, Белокатайский, Бураевский, Караидельский, Кармаскалинский, Кигинский и Нуримановский районы.

Второе. Улучшение управления отраслью предполагает и совершенствование механизмов ее финансирования.

В текущем году на федеральном и региональном уровнях предстоит разработать и принять целый ряд нормативных правовых актов по новому порядку финансирования заработной платы и учебных расходов школ. Начиная с 2004 года, эти расходы переводятся с местного уровня на уровень субъектов Федерации.

Простое финансирование по статьям расходов сегодня уже недостаточно эффективно. На повестке дня — внедрение рыночных механизмов, новых принципов финансирования отрасли. Их основу должны составить финансовые стандарты учреждений образования. Нужно ускорить работу по их формированию и утверждению, тем более, что уже принят республиканский закон о минимальных социальных нормативах.

Безусловно, базовое финансирование образовательных учреждений сохранится. Но основная часть их финансирования должна формироваться с учетом объема и качества оказываемых услуг. В этом случае образовательные учреждения будут более ответственны за результаты своей работы, ведь их будет оценивать население.

Особую актуальность на современном этапе приобретает контроль за целевым использованием средств. Думаю, что уже в ближайшем будущем все образовательные учреждения нужно перевести на казначейское обслуживание.

Третье. Должное место в новой Программе должны занять вопросы повышения социального статуса работников образования, усиления их государственной поддержки и стимулирования труда.

В республике осуществляются доплаты и надбавки учителям, выделяются средства на приобретение учебной и периодической литературы, организацию летнего отдыха работников образования и их семей. В сельской местности педагогам предоставляются льготы по жилищно-коммунальным услугам. Есть определенные сдвиги и в решении жилищной проблемы. В 2002 году 170 работников образования получили бесплатное жилье, 555 человек — льготные жилищные кредиты, 543 человека построили индивидуальное жилье.

Приняты меры для повышения престижа труда учителей и преподавателей. Так, с прошлого года победителям и лауреатам республиканских конкурсов "Учитель года" присуждаются денежные премии Президента Республики и почетные звания "Заслуженный учитель Республики Башкортостан".

Вместе с тем уровень жизни работников образования, особенно молодых, остается низким, хотя и наметилось сокращение разрыва между средней заработной платой в образовании и в промышленности.

Надеюсь, что переход по стране на отраслевые условия оплаты труда будет способствовать повышению уровня жизни педагогов. Кроме того, уже с 1 октября этого года заработная плата работников образования возрастет более чем в 1,3 раза. Конечно, это не решит всех накопившихся социальных проблем учительства. Поэтому надо настойчиво выполнять наши социальные программы, особенно в части обеспечения молодежи жильем.

Необходима корректировка Закона Республики Башкортостан "О транспортном налоге", согласно которому ставки по этому налогу увеличены в пять раз. Это поставило под угрозу использование машинно-тракторного парка сельских профессиональных училищ в учебных целях, затрудняет полевые работы, так как финансирование данных учреждений не предусматривает уплату налога в установленном законом объеме.

Для

общеобразовательных

учреждений,

самостоятельно зарабатывающих внебюджетные средства, уплата налогов также остается проблемой. Такая деятельность на сегодняшний день несправедливо приравнена к предпринимательской, что экономически сдерживает инициативу образовательных учреждений.

Четвертое. Важно привести структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Профессиональная школа должна готовить специалистов, реально затребованных народным хозяйством. Нужен кадровый заказ соответствующих ведомств. Это и будет настоящий рынок образовательных услуг. Иначе повторится ситуация

с перепроизводством юристов и экономистов. Их количество сегодня в два раза превышает наши реальные потребности. Необходимо развивать систему государственного задания на подготовку специалистов, внедрять практику взаимовыгодных договорных отношений между вузом, молодым специалистом и предприятием-заказчиком.

Надо шире развивать сотрудничество работодателей, предприятий в определении содержания профессионального образования, обновлении материально-технической базы образовательных

учреждений, обогащении форм производственных практик, стажировок, повышения квалификации.

Это касается и общеобразовательной школы. Имею в виду организацию профильного обучения в старшем школьном звене, профориентации с учетом наших условий, кадрового заказа республики.

Пятое. Особого внимания требует совершенствование системы педагогического образования, повышения квалификации

и переподготовки педагогических и управленческих кадров.

Содержание и технологии подготовки и повышения квалификации учителей следует привести в соответствие с новыми требованиями. Здесь нужна работа в опережающем режиме, на перспективу. В этих целях Башкирскому институту развития образования совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом предстоит обновить систему повышения квалификации руководителей районных и городских органов управления образованием, директорского корпуса.

Важно и студентов, и работающих учителей обучать новым образовательным, информационным технологиям, успешному их применению в учебном процессе.

Шестое. Важнейшей задачей остается сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это в первую очередь меры, принимаемые на государственном уровне, — охват учащихся горячим питанием, организация подвоза детей, всеобщая диспансеризация, оптимизация учебной нагрузки. Немаловажное значение имеет качество школьной мебели, учебной литературы и компьютерной техники.

Особой заботы требует организация занятий физкультурой и спортом. Здесь нам важны не рекорды, а массовость. Сейчас физкультурой и спортом охвачена примерно четверть населения, но надо идти дальше. Решению этой задачи будет способствовать строительство во всех крупных населенных пунктах модульных физкультурно-оздоровительных комплексов. Разработан и утвержден соответствующий план, и уже в этом году их предстоит ввести 11.

Отдельное направление работы — обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, повышение безопасности образовательных учреждений. К сожалению, сегодня в стране нередки случаи пожаров в детских садах, школах, детских домах и интернатах. Внимание к санитарной и пожарной безопасности ослаблено. На муниципальном уровне нужен целый комплекс мер, чтобы своевременно производить ремонт, менять электропроводку, обновлять средства пожаротушения в учебных заведениях.

Готовность школ к новому учебному году главы администраций районов и городов должны держать под своим личным контролем.

Седьмое. Одно из главных достоинств отечественной системы образования — единство обучения и воспитания. Нам ни в коем случае нельзя терять наработанную систему комплексного подхода к нравственному, трудовому и идейно-патриотическому воспитанию. Без формирования достойного гражданина России все остальное теряет смысл. Мы вместе ответственны за то, какими вырастут новые поколения, в чьих руках окажется будущее республики и страны. Невозможно мириться с распространением курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности, потребительского подхода к жизни. Всем обществом надо противостоять агрессивному влиянию псевдокультуры, насаждению насилия и бездуховности. Воспитательная работа, профилактика безнадзорности и беспризорности не должны ни на минуту выпадать из поля нашего зрения.

Мы должны настойчиво, повседневно решать сложнейшую задачу формирования личности с ответственной жизненной позицией, способной напряженно трудиться, создать семью, вырастить детей, вести здоровый образ жизни, сохранять лучшие традиции народа.

Уважаемые товарищи!

Сегодня на нашем совещании предстоит обстоятельно обсудить ряд актуальных вопросов. Это задачи не только Министерства образования. Нужна консолидация усилий органов государственной власти, системы здравоохранения, средств массовой информации, семьи и общественности.

Безусловно, в сфере образования республики сделано и делается немало. Но еще больше предстоит сделать. Уверен, что имеющийся в республике кадровый, научно-методический потенциал позволит системе образования в ближайшие годы выйти на качественно новые рубежи.

Желаю всем педагогическим работникам республики крепкого здоровья, благополучия, счастья, новых трудовых успехов во имя родного Башкортостана и всей России!

Спасибо за внимание". Фото Олега Яровикова(2).

Автор: 15 августа Лилия Зинова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть