Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.63 ↓

EUR 70.36 ↑

18 ноября Суббота

Уфа   °

ВАЖНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ

ПОЛИТИКА

Доступность качественной лекарственной помощи, рациональное и целевое использование бюджетных средств, организация централизованных поставок ЛС, контроль за ценообразованием на ЛС и ИМН, борьба с фальсифицированными лекарственными препаратами - вот основные задачи, стоящие перед фармслужбой республики сегодня. Ведь не случайно она является важной составной...

Доступность качественной лекарственной помощи, рациональное и целевое использование бюджетных средств, организация централизованных поставок ЛС, контроль за ценообразованием на ЛС и ИМН, борьба с фальсифицированными лекарственными препаратами - вот основные задачи, стоящие перед фармслужбой республики сегодня. Ведь не случайно она является важной составной частью государственной системы обеспечения населения и ЛПУ лекарственными препаратами и изделиями медназначения. О работе, проделанной за прошлый, 2002 год, о ситуации на фармацевтическом рынке Башкортостана корреспондент агентства "Башинформ" беседует с начальником отдела организации фармдеятельности и клинической фармакологии Минздрава РБ Татьяной Михайловной Дмитрюк.

— Татьяна Михайловна, расскажите, пожалуйста, о структуре аптечной сети Башкортостана.

— Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения РБ осуществляет фармацевтический комплекс, который по состоянию на 1 января 2003 года представлен 1292 аптечными учреждениями, из них 44,3 процента — государственной формы собственности, и 183 оптовыми фармацевтическими организациями, 2,2 процента которых являются государственными.

Среди аптечных учреждений преобладают аптечные пункты (63,8 процента), затем следуют аптеки (30,7 процента), а наименьшее количество (5,5 процента) составляют аптечные киоски. Количество аптек — учреждений здравоохранения, функционирующих как структурные подразделения ЛПУ, составляет 42 (78,6 процента — в городах, 21,4 процента — в сельской местности). При этом 71,2 процента аптек выполняют производственные функции.

— Каков объем фармацевтического рынка республики?

— В 2002 году объем фармацевтического рынка республики по сравнению с 2001 годом вырос на 21 процент и составил 4600 миллионов рублей. Доля Республики Башкортостан в общей составляющей рынка лекарственных средств Российской Федерации составила по итогам прошлого года около трех процентов.

Фактические затраты на медикаменты за счет средств ОМС (708,3 миллиона рублей) и бюджетов всех уровней (580 миллионов рублей) составили 1288,3 миллиона рублей. Затраты на одного жителя в год по статье "Медикаменты..." составили 315,7 рубля, или 18,2 процента к общим затратам на здравоохранение (по отрасли на одного жителя РБ выделялось 1737 рублей.).

— Татьяна Михайловна, действительно ли проводится ежемесячный мониторинг цен на лекарственные препараты? И что он показывает?

— Ежемесячный мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства по выборочной номенклатуре проводится в соответствии с указанием Минздрава России. В результате проведенного анализа (за 6 месяцев 2003 года) установлено, что розничная цена некоторых лекарственных препаратов возросла от трех до восьми процентов.

— А как обстоят дела с льготным лекарственным обеспечением?

— На 1 января 2003 года льготы в оплате лекарств имеют 1,2 миллиона человек, что составляет 29 процентов населения Республики Башкортостан. По итогам 2002 года на льготное лекарственное обеспечение вместо запланированных 379,7 миллиона рублей фактически было направлено 462,8 миллиона рублей, что составило 122 процента и в сравнении с 2001 годом выше на 42 процента. В 2002 г. по льготным и бесплатным рецептам лекарственные средства получили 33 процента лиц, имеющих право на льготы в оплате лекарств. Затраты на бесплатные и льготные медикаменты на одного жителя республики, имеющего право на льготы, в год составляют 370 рублей (в 2001 году — 270 рублей), на одного жителя республики, получившего льготы — 1121 рубль. Стоимость одного бесплатного рецепта по сравнению с прошлым годом возросла на 30 процентов, одного льготного рецепта на — 33 процента.

— Как в республике ведется контроль за качеством и безопасностью лекарственных средств?

— Каждая серия лекарственного средства, поступающая на территорию республики, подвергается контролю в ГУЗ "Республиканский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" (ГУЗ "Лекконтроль"). В прошлом году "Лекконтроль" выдал 4079 сертификатов соответствия.

Проведено свыше 5000 анализов лекарственных средств согласно требованиям нормативной документации, забраковано 73 серии. Выявлено 63 серии фальсифицированных препаратов (в 2001 году - пять серий). Центром ежемесячно направляются материалы о фальсифицированных лекарственных средствах в правоохранительные органы.

В течение 2002 года центром сертификации совместно с сотрудниками УБНОН МВД РБ, Минздравом РБ, Прокуратурой Уфы, РЛАК было проведено 150 инспекционных проверок по вопросам соблюдения правил сертификации и требований фармацевтического порядка субъектами фармацевтического рынка РБ.

— Какими нововведениями в области лекарственного обеспечения ознаменовался прошлый год?

— В декабре 2002 года Министерством здравоохранения РБ был издан второй вариант Республиканского формулярного перечня лекарственных средств. Завершен эксперимент по практической отработке механизмов единой комплексной системы снабжения лечебно-профилактических учреждений республики жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами. В ходе эксперимента были обеспечены своевременность поставок и наличие оптимальных запасов лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях, рациональное и эффективное использование бюджетных средств и средств Фонда обязательного медицинского страхования, контроль за их расходованием. В рамках ЕКС сэкономлено 8,26 миллиона рублей, в бюджет республики в виде налогов поступил 21 миллион рублей. При участии Министерства здравоохранения РБ принято постановление Кабинета Министров РБ "О регулировании цен на лекарственные средства". Согласно данному документу утверждена предельная оптовая надбавка в размере 25 процентов (без НДС) и предельная розничная надбавка в размере 40 процентов (без НДС) при реализации лекарственных средств (включая жизненно необходимые и важнейшие)

и медицинских

изделий

на территории

Республики Башкортостан. При этом установлена скидка в размере пяти процентов оптовой или розничной цены при реализации детским, оздоровительным и лечебно-профилактическим учреждениям.

В 2002 году был пересмотрен и утвержден постановлением Кабинета Министров РБ Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в размере 50 процентов (Перечень для льготников).

— Татьяна Михайловна, что вы можете сказать по поводу ситуации с кадрами?

— В лекарственном обеспечении населения и лечебно-профилактических учреждений ключевая роль отводится фармацевтическим кадрам. По состоянию на 1 января общая численность специалистов с фармацевтическим образованием в республике составляла 3801 человек, из них 1493 специалиста имеют высшее фармацевтическое, 2308 - среднее фармацевтическое образование. Таким образом, соотношение между провизорами и фармацевтами составило 1:1,55. В государственных аптечных учреждениях работают 53,4 процента фармспециалистов, в муниципальных — 4,4 процента, в аптеках ЛПУ - 6,9 процента, 35,3 процента — в коммерческих фармацевтических организациях. В настоящий период сертификаты специалистов имеют 92,4 процента провизоров и 92 процента фармацевтов. Так что уровень сертификации в здравоохранении нашей республики очень высок.

— Благодарю за беседу.

Автор: Елена Макушина

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть