Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.65 ↓

EUR 69.07 ↑

23 сентября Суббота

Уфа   °

КРИВОЕ "ГОСУДАРЕВО ОКО"

ПОЛИТИКА

Своеобразный предупредительный звоночек прозвенел для Министерства по налогам и сборам РФ в начале этого года. Фискальные итоги 2002 года в России оказались, мягко говоря, неудовлетворительными. Скажем прямо, "око государево", то есть министр по налогам и сборам Геннадий Букаев, недоглядело за налогоплательщиками...

Своеобразный предупредительный звоночек прозвенел для Министерства по налогам и сборам РФ в начале этого года. Фискальные итоги 2002 года в России оказались, мягко говоря, неудовлетворительными. Скажем прямо, "око государево", то есть министр по налогам и сборам Геннадий Букаев, недоглядело за налогоплательщиками. Положение спасли нефтедоллары, широким потоком поступавшие в страну, если бы не они — российским бюджетникам пришлось бы затянуть пояса, а многие социально-экономические программы остались бы нереализованными.

После громких публичных заявлений и заверений в МНС подсчитали и прослезились — не справились с бюджетным заданием. Причем провальная деятельность мытарей приоткрыла завесу глубокого кризиса, в котором находится данное ведомство. Особенно четко проявилась эта тенденция с приходом "руководителя-новатора" Геннадия Букаева. Касалось это прежде всего избирательности субъектов налогообложения. Так называемые "неприкасаемые" при новом министре МНС почувствовали себя гораздо вольготней. К примеру, по данным независимых экспертов, нефтяная компания "Сибнефть" уходит от уплаты налогов, используя принятый Госдумой закон о 50-процентных льготах для компаний, половина учредителей или участников которых являются инвалидами. Компания продавала нефть "инвалидным" посредникам и "наваривала" сверхдоходы. И таких "инвалидных" компаний в России сотни. Вот почему их владельцы покупают заморские диковинки — футбольные клубы, замки, яхты. Сегодня, благодаря покровительству налоговиков, у Романа Абрамовича есть все, чтобы называть себя "чукотским шейхом". И таких примеров нежно-трогательных отношений МНС с олигархами можно привести массу.

Ситуацией, сложившейся в министерстве, еще осенью прошлого года заинтересовалось Главное контрольное управление Президента (ГКУ), которое организовало проверку работы налоговиков. Оказалось, что с заданиями не справляются 47 из 82 территориальных управлений МНС. Основной причиной плохой работы, по мнению президентских контролеров, стала низкая квалификация налоговиков. Выяснилось, что по отдельным регионам от 30 до 50 процентов работников налоговых органов несведущи в вопросах, которые им поручено решать, ибо они не имеют экономического образования. Более того, были выявлены нарушения в кадровой политике ведомства. Повседневной практикой стало принятие на работу в налоговые органы близких родственников и знакомых, что, естественно, отразилось на результатах деятельности и чистоте рядов налоговиков. Выводы комиссии прекрасно иллюстрирует недавнее назначение Букаевым бывшего генерального директора ООО "Баштрансгаз" Александра Веремеенко начальником Управления МНС РФ по РБ. По мнению специалистов, некомпетентность и политическая ангажированность последнего приведет к развалу системы и наработок мощной республиканской структуры, на создание которой были затрачены большие средства.

"Все смешалось в доме Облонских", — как будто Лев Толстой эту фразу сказал про нынешнее состояние Министерства по налогам и сборам. Слова долг, честность для федерального чиновника остались лишь для "красного словца". Так, не без ведома и согласия министра неоднократно выполнялись поручения отдельных финансовых групп, в частности, отстаивались интересы Межпромбанка в ходе конфликтов с МДМ из-за угольных активов. Тогда дело благополучно разрешилось, и кто-то за услуги получил свою долю. Сегодня история повторяется — борьба уже идет за активы башкирских нефтеперерабатывающих заводов. Причем выбор сделан с тонким расчетом. Весь республиканский ТЭК сразу заглотить сложно — большой, можно подавиться. Поэтому махинаторы пошли "другим путем": привести к фиктивному банкротству три ведущих НПЗ, а там и "Башнефть", которой просто будет негде перерабатывать свое сырье, как груша сама упадет в руки. Операция по выбиванию из-под контроля властей основы республиканской экономики поручена Александру Веремеенко. Причем время на ее проведение ограничено, к осени ОАО "Уфимский НПЗ", ОАО "Ново-Уфимский НПЗ" и ОАО "Уфанефтехим" должны обрести нового хозяина, а доходы производства этих предприятий направлены на предвыборную борьбу.

За что же "прицепились" налоговики к нашим трем НПЗ? Напомним, в 1995 году, когда нужно было удержать на "плаву" Байконур, Россия предложила Казахстану придать городу-космодрому особый статус и взять его в долгосрочную аренду. Документы готовились четыре года(!) и вступили в силу только в 1999 году после подписания президентами России и Казахстана.

Согласно им городской глава наделялся полномочиями предоставлять, цитируем: "В соответствии с законодательством РФ налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города и уплаты всех налогооблагаемых сумм в доход городского бюджета". Проще говоря, мэр Байконура получил право на выдачу льготных условий по налогообложению всех российских предприятий, которые зарегистрировались на его территории и обязались исправно платить городской налог. Разумеется, такие благоприятные условия привлекли внимание целого ряда предприятий и компаний, которые через свои аффилированные структуры "прописались" в новой оффшорной зоне. По логике, если у нас рыночная экономика, то руководитель просто обязан оптимизировать производство в льготных условиях, чтобы извлечь из этого прибыль. Что, собственно, и делалось.

Несколько байконурских компаний заключили договоры и с нашими НПЗ. Подчеркнем, реализация договоров началась только после того, как из Министерства по налогам и сборам пришло разъяснение по правомерности и легитимности работы данной схемы, то есть получили "добро", а это произошло только в 2000 году. Когда же возникли проблемы с недобором налогов, российское правительство в одностороннем порядке приняло постановление за N 747 от 25.10.01г. о прекращении практики предоставления необоснованных льгот. Постановление весьма спорное в том смысле, что межгосударственное соглашение о статусе Байконура было подписано первыми лицами двух государств. То есть, произошел законодательный казус — правительство фактически превысило свои полномочия. Несмотря на законодательный пируэт, предприятия, сотрудничавшие с башкирскими НПЗ, после выхода 747-го постановления сразу прекратили свою работу.

Самое интересное произошло после выхода скандального 747-го постановления, через СМИ российские налоговики озвучили непонятно откуда взявшуюся гигантскую сумму акцизов, не уплаченных башкирскими предприятиями. Так, в январе нынешнего года еще выходившие "Новые известия" упоминали сумму в 7,5 миллиарда рублей. К весне она выросла до 10 млрд. рублей ("Коммерсант", "Известия", "Комсомольская правда"). Ну а летом достигла 12 миллиардов рублей ("Коммерсант", "Независимая газета", "Труд"). Как считали налоговики? Где реальная цифра из всех озвученных?

Складывается впечатление, что заезжие фискалы брали цифры с "потолка" — лучше больше, чем меньше.

Впрочем, у наших нефтяников зафиксированы совершенно другие цифры, которые укладываются всего в четыре миллиарда рублей. Причем в эту цифру входит и общая масса переработанных нефтепродуктов, и полученная от этого прибыль, и сумма перечисленных налогов, и этих самых акцизов. Заметим, республика не отказывается выплатить эти акцизы, как в этом пытается через СМИ убедить российскую общественность МНС. Башкортостан — не дойная корова, чтобы ублажать интересы и выполнять капризы отдельных влиятельных лиц. Руководство республики хочет просто знать "скоко точно нужно платить".

Однако вопрос не только в сумме, которую должны выплачивать предприятия НПК республики, но и в законности постановления. Закон — не дышло, даже если, по мнению МНС, он плох. Существует определенная процедура изменения законодательных актов, которой нужно придерживаться. О каком правовом государстве можно говорить, когда малопродуманные постановления потрясают целые отрасли. Все как в плохой детской игре: сначала на законных основаниях создали льготную зону, заманив туда различные структуры, а потом задним числом сказали "низзя-я" и еще вдобавок предъявили серьезные претензии.

Правомочность постановления, принятого правительством РФ, вызывает большие сомнения, и громогласно утверждать, что это происходит во имя каких-то благих намерений, абсолютно неубедительно. Тем более нечестно прикрываться тем, что требуемая МНС недоимка пойдет якобы в федеральный бюджет. На самом деле, на основании того же межгосударственного соглашения, которое, кстати, до сих пор действует, вся сумма должна вернуться в казну Байконура. Так что выводы делайте сами.

У нас много еще несовершенных законов, но "правила игры" нужно соблюдать и достойно выходить из создавшегося положения с соблюдением всех норм закона. Иначе хаос и разгул коррупции неизбежны.

Самое печальное, что в качестве инструмента банкротства башкирского НПК некие силы пытались и пытаются задействовать Министерство по налогам и сборам.

10 июля депутаты Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан обратились к Президенту России Владимиру Путину и Председателю Правительства России Михаилу Касьянову с просьбой проанализировать и дать объективную оценку факту назначения на должность начальника Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Башкортостан Александра Веремеенко — человека, не имеющего опыта работы в этой сфере, скомпрометировавшего себя в предыдущей деятельности.

В своих обращениях народные избранники подчеркнули, что предшествующая работа Александра Веремеенко и его тяга к политизации своей деятельности в угоду личным интересам и интересам олигархических кругов позволяет серьезно усомниться в его способности эффективно осуществлять руководство Управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Башкортостан. Они также отметили неблаговидную роль министра по налогам и сборам Геннадия Букаева, использование им административных рычагов в политических целях, что может повлечь за собой кризисные последствия.

Между тем на днях глава Счетной палаты России Сергей Степашин, установивший, откуда у губернатора Чукотки Романа Абрамовича появились деньги на покупку британского футбольного клуба "Челси", заявил: федеральный бюджет недополучает примерно 25 процентов всех налогов. Вот бы где развернуться талантам Геннадия Букаева и его ставленников.

Автор: Пантелеймон Занозин

Теги: реплика
Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть