Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.22 ↑

EUR 69.26 ↑

22 сентября Пятница

Уфа   °

ПОД РУКОВОДСТВОМ МУРТАЗЫ РАХИМОВА В XXI ВЕК РЕСПУБЛИКА ВОШЛА КАК САМЫЙ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ РОССИЙСКИЙ РЕГИОН

ПОЛИТИКА

14 июня 1998 года, получив 70,2 процента голосов избирателей, Муртаза Рахимов был избран Президентом Башкортостана на второй срок. Именно под руководством первого Президента республики в XXI век Башкортостан вошел как динамично развивающийся российский регион с высоким производственным, научно-техническим, образоват...

14 июня 1998 года, получив 70,2 процента голосов избирателей, Муртаза Рахимов был избран Президентом Башкортостана на второй срок. Именно под руководством первого Президента республики в XXI век Башкортостан вошел как динамично развивающийся российский регион с высоким производственным, научно-техническим, образовательным и культурным потенциалом, со стабильной общественно-политической ситуацией, с прочно утвердившимися отношениями дружбы и сотрудничества между всеми его народами.

Институт президентства в Башкортостане действует недавно. Следует отметить, что становление данного политического института власти пришлось на cложное для страны и для республики десятилетие. Его введение во многом объяснялось весьма непростой ситуацией, сложившейся в начале 90-х годов в России, — сумбурное реформирование нашего Отечества, начатое спонтанно и проводимое по западным "лекалам" без учета исторического опыта и сложившихся в обществе традиций, грозило обрушить государство до основания. В подобные смутные времена в российской истории всегда возрастала роль субъективного фактора, то есть роль конкретного человека, оказывающегося у кормила власти. Она весьма ответственна, ведь любая допущенная ошибка отражалась бы на простых гражданах. Можно сказать, Муртаза Рахимов с честью выдержал испытание властью.

Введение института президентства в нашей республике, безусловно, стало стабилизирующим фактором, крупным шагом вперед по пути демократии, способствовало четкому определению "вех координат" развития. Сегодня у нас создана эффективная система госудрственного устройства, учитывающая экономические, геополитические особенности республики, неотъемлемым элементом которой является институт президентства.

В советские времена, входя в первую десятку регионов Российской Федерации по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, Башкирия десятилетиями оставалась на 50-70 местах по выпуску потребительских товаров, по развитию сферы услуг, по важнейшим социальным параметрам. В результате бесцеремонного вмешательства центральных ведомств в управление хозяйством республики, произошел перекос в ее социально-экономическом развитии. Регион оказался перенасыщенным производствами, наносящими вред окружающей среде, что создало критическую ситуацию в экологии и социальной сфере.

Поэтому руководство Башкортостана четко определило главной целью своей деятельности расширение политических прав и укрепление экономической самостоятельности республики. Важнейшими вехами на этом пути стали принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана 11 октября 1990 года, проведение 25 апреля 1993 года республиканского референдума, на котором подавляющее большинство граждан поддержало курс на усиление экономической самостоятельности Башкортостана.

Логическим продолжением стало внесение принципиальных корректировок и в политическую систему республики. Так, 12 декабря 1993 года впервые прошли выборы Президента Башкортостана. Две трети жителей республики отдали свои голоса за Муртазу Рахимова, который сумел объединить единомышленников для решения стратегических задач, стоящих перед Башкортостаном, и с деятельностью которого башкортостанцы связывали позитивные перемены в жизни республики.

Радикальным разрывом устаревших ограничительных рамок старой автономии стало принятие 24 декабря 1993 года новой Конституции Республики Башкортостан и подписание Договора о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, давшие много поводов для разговоров. В минувшем году была принята новая редакция Конституции, установившая баланс интересов Центра и республики. Она сняла потенциальные противоречия во взаимоотношениях Москвы и Уфы, которые выражались в реализации достаточно самостоятельного экономического курса республики, за десятилетие давшего весьма ощутимые социально-экономические результаты.

За прошедшие годы произошло улучшение качества жизни жителей республики. Благоустройство населенных пунктов, развитие социальной инфраструктуры, строительство дорог, жилья, коммуникаций стали стратегическими направлениями работы Президента и правительства. По темпам ввода жилья, школ, поликлиник, газовых сетей Башкортостан опередил среднероссийские показатели. Только за последние пять лет построено свыше 3300 км автомобильных дорог с твердым покрытием, более 7 миллионов квадратных метров общей площади жилья, проложено более 12800 км газовых сетей, газифицировано около 215 тысяч квартир. Общий уровень газификации превысил 86 процентов. По сравнению с 1998 годом объем промышленного производства вырос на 25,8 процента.

Особенно значительные темпы роста показывают машиностроение и металлообработка. За последние пять лет отрасль увеличила выпуск продукции более чем в два с половиной раза. Высоки темпы роста — почти в полтора раза — в цветной и черной металлургии, легкой промышленности. Значительный прогресс достигнут в аграрном секторе. По сравнению с 1998 годом производство сельскохозяйственной продукции выросло на 29,1 процента. В отличие от многих регионов России республика не только сохранила агропромышленный комплекс, но и значительно улучшила его работу. По объему производимой сельхозпродукции республика в последнее время занимает второе-третье места в России. По валовому региональному продукту и промышленному производству Башкортостан входит в первую десятку регионов страны. У нас создан самый крупный в России высокотехнологичный нефтеперерабатывающий комплекс, способный перерабатывать свыше 40 миллионов тонн углеводородного сырья любого состава и качества.

Социально-политическая ситуация в республике выгодно отличалась и отличается от других российских регионов — бастующих, конфликтующих и даже воюющих. Башкортостан стал одним из стабильных субъектов федерации, обладающим мощным экономическим потенциалом, реализующим свой вариант реформирования, соответствующий местным условиям и специфике, решающим социальные и духовные проблемы своих граждан.

Ситуация же в стране в целом в минувшее пятилетие была весьма неоднозначна. Экономически самостоятельные регионы стали вызывать пристальное внимание различных политических, финансовых, а иногда и криминальных группировок, стремящихся получить доступ в новые "сферы влияния". Отражением этого стала психологическая травля республики в центральных СМИ с применением грязных технологий.

Между тем, в республике растут денежные доходы населения, причем быстрее, чем в среднем по стране. Башкортостан успешно реализует республиканские целевые программы по охране здоровья, материнства и в соответствии с республиканским законом "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" предоставляет на 20 процентов льгот больше, чем это предусмотрено в федеральном законе. Значительная поддержка оказывается многодетным семьям. Безусловное достижение Башкортостана — это стабильная общественно-политическая ситуация в республике, в которой проживает больше 100 наций. И башкортостанцы высоко оценивают эту политическую стабильность. А это свидетельствует о том, что за прошедшие годы в Башкортостане сформировался и сохраняется высокий потенциал поддержки политического и социально-экономического курса, проводимого Президентом республики.

Автор: Сергей Жердяев

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть