Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.63 ↓

EUR 70.36 ↑

18 ноября Суббота

Уфа   °

ВЫЯВЛЕНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИИ "БАЛ" И МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА "УФА"

ПОЛИТИКА

На состоявшемся вчера заседании Госсобрания РБ председатель Государственного контрольного комитета республики Петр Бобылев подробно проинформировал депутатов об итогах деятельности комитета в текущем году. В качестве одного из примеров работы ГКК были приведены результаты проверки государстве...

На состоявшемся вчера заседании Госсобрания РБ председатель Государственного контрольного комитета республики Петр Бобылев подробно проинформировал депутатов об итогах деятельности комитета в текущем году. В качестве одного из примеров работы ГКК были приведены результаты проверки государственных унитарных предприятий авиакомпании "Башкирские авиалинии" и Международного аэропорта "Уфа".

В частности, было отмечено, что за 2001 — 2002 годы в деятельности "Башкирских авиалиний" было допущено ухудшение финансово-экономических показателей. Если в 2000 году компанией была получена прибыль почти 39 миллионов рублей, то в дальнейшем, несмотря на рост объемов перевозок, расходы компании превысили доходы, и убытки по основным видам деятельности составили за 2001 год более сорока одного миллиона рублей, а за 2002, с учетом опережающего роста расходов над доходами, — уже более 77 миллионов рублей. Общий балансовый убыток "БАЛа" на сегодняшний день по всем видам деятельности составляет более 113 миллионов рублей. Парк воздушных судов не пополняется с 2000 года, из шестидесяти самолетов эксплуатируется только двадцать один, двадцать два подлежат списанию, остальные требуют ремонта либо продления ресурса. Из оставшихся после авиакатастрофы в Германии девяти самолетов ТУ-154М эксплуатируются только три.

В ходе проверки ГКК были выявлены нарушения администрацией "БАЛа" налогового законодательства, бухгалтерского учета и отчетности. В частности, было сокрыто более сорока пяти миллионов рублей балансового убытка за 2001 год и занижены более чем на пятьдесят три миллиона рублей убытки за первое полугодие 2002 года. Несмотря на это, администрацией авиакомпании использовались несуществующие средства на возмещение медицинского лечения, материального ущерба, оказание материальной помощи. На выплату премий руководству компании в нарушение Положения о премировании, контракта и Примерного положения об оплате труда руководителей государственных и муниципальных предприятий РБ и в отсутствие прибыли были направлены совершенно реальные и немалые деньги. Общая сумма убытков из-за необоснованного предоставления различных льгот за 2001 — 2002 годы составила четыре с половиной миллиона рублей.

При наличии собственных служб внутреннего аудита, бухгалтерии, налоговой службы, финансово-кредитного, планового-экономического и юридического отделов авиакомпанией без проведения конкурса были заключены договоры на оказание информационно-консультационных и юридических услуг с частными структурами на сумму более двух миллионов рублей. В нарушение законодательства стоимость услуг была включена в состав затрат компании, за счет чего была значительно занижена налогооблагаемая прибыль. При этом частная фирма, проводившая аудит компании, имевшиеся грубые искажения бухотчетности авиакомпании при аудиторской проверке не выявила.

На слушаниях было отмечено, что компанией неудовлетворительно ведется работа по взысканию дебиторской задолженности, составляющей в настоящее время более двухсот девяноста пяти миллионов рублей. В частности, с 2000 года не взыскивается задолженность с пакистанской фирмы "Pearl Air" (г. Карачи) — более восьмисот тысяч долларов США (более двадцати пяти миллионов рублей) и "Shaheen air international limited" — четыре с половиной миллиона рублей. Также авиакомпанией в результате заключения в начале текущего года контракта с ООО "Туристическая фирма БАЛ" было допущено нарушение антимонопольного законодательства и уже в нарушение настоящего

контракта осуществлялось фактическое кредитование турфирмы.

Кредиторская задолженность авиакомпании превышает дебиторскую и составляет более трехсот сорока пяти миллионов рублей. Было отмечено, что заказ на ремонт авиадвигателей, финансируемый за счет выделенного в июне текущего года бюджетного десятимиллионного кредита, был размещен без проведения тендера, деньги использованы не по назначению, а документация по выполненным работам находится в ненадлежащем состоянии. Возникли серьезные вопросы и в отношении использования бюджетного кредита 1999 года на покупку трех самолетов ТУ-154М.

В нарушение Гражданского кодекса РФ и устава компании, "Башкирские авиалинии" передали в аренду свои самолеты на общую сумму более двадцати семи миллионов рублей. Восемьдесят процентов арендной платы за пользование госимуществом — а это почти тринадцать с половиной миллионов рублей — авиакомпания в бюджет республики перечислить "забыла". Почти на четыре миллиона рублей пострадал "БАЛ" из-за несвоевременного информирования своих агентов по перевозкам в Норильске и Баку.

Крупные нарушения были обнаружены и в сфере топливообеспечения воздушных судов. Общая сумма упушенной выгоды авиакомпании в результате закупки авиатоплива без проведения конкурса в период с 2001 по 2002 годы составила более девяти миллионов рублей. Услуги одной из посреднических структур — ООО "Аэродрим" — обошлись компании более чем в три миллиона рублей.

Сейчас прежнее руководство авиакомпании постановлением Кабинета Министров РБ освобождено от занимаемой должности. До назначения генерального директора, избранного на конкурсной основе, его обязанности по приказу Минтранса РФ исполняет Шакиров В.В.

Немало нарушений было выявлено и в деятельности ГУП "Международный аэропорт "Уфа" ("МАУ"). Созданный в 1999 году для обеспечения взлета-посадки воздушных судов, их наземного и аэропортового обслуживания, коммерческого обслуживания пассажиров, хранения и реализации ГСМ аэропорт начал работу без дебиторской и кредиторской задолженности. Но если в 2000 году "МАУ" сработал с прибылью, то уже в следующем году, несмотря на увеличение количества перевезенных пассажиров и самолето-вылетов и, соответственно, возросшего объема оказанных услуг, непокрытый убыток аэропорта составил более восемнадцати миллионов рублей.

В текущем году положение несколько выправилось, и за девять месяцев аэропорт получил прибыль от основной деятельности более двадцати трех миллионов рублей, а чистая прибыль составила более полутора миллионов. Но, учитывая непокрытый убыток предыдущего года, общий убыток составляет более семнадцати миллионов рублей.

Доходов "МАУ" на покрытие текущих расходов, в том числе ремонта и модернизации инфраструктуры аэропорта — взлетно-посадочных полос, наземного оборудования, пассажирского терминала, топливозаправочного комплекса и очистных сооружений — не хватает. На рентабельность аэропорта отрицательно влияет высокий уровень операционных и внереализационных расходов, в том числе на содержание объектов социального и жилищно-коммунального хозяйства, оплату проездных работникам аэропорта, налога на имущество и выплаты за пользование банковским кредитом.

Из-за постоянной нехватки оборотных средств для расчетов с поставщиками авиаГСМ и выплаты зарплаты аэропорт регулярно привлекает займы банков. За 2001 — 2002 годы общая сумма кредитов составила более двухсот шестидесяти миллионов рублей, остаток непогашенного кредита — тридцать два миллиона рублей, а всего "МАУ" по процентам заплатил более одиннадцати миллионов

рублей.

Дебиторская задолженность аэропорта в настоящее время составляет более пятидесяти миллионов рублей. Крупнейшими должниками аэропорта являются авиакомпания "БАЛ" (двадцать пять миллионов рублей),

ГУП "Башаэронавигация", ООО авиапредприятие "Газпромавиа", ООО "Биосан".

В 1999 и 2001 годах из республиканского бюджета ГУП "МАУ" выделены капитальные вложения

на

строительство

здания погранично-таможенного комплекса, замену светосигнального оборудоания взлетно-посадочной полосы.

При проведении выборочной проверки документации по капремонту были выявлены нарушения, выразившиеся в завышении стоимости работ на сумму более семидесяти тысяч рублей.

Более чем в полтора раза снизилась выручка турагентства "Баллы", подразделения "МАУ", в результате несвоевременного и не в полном объеме выполнения турфирмой "БАЛ" заявок турагентства.

С многочисленными нарушениями ведется учет авиатоплива, в ряде случаев необходимые документы попросту отсутствуют, акты сверки между ГУП "МАУ" и "БАЛ" не проводятся, имеются расхождения в бухгалтерском учете обоих предприятий. Созданное с целью

строительства альтернативного топливозаправочного комплекса в аэропорту г. Уфа ООО "Фирма "Аэрофьюэлз Уфа" заправляет рейсы, ранее обслуживавшиеся ГУП "МАУ", и несморя на это аэропорт продолжает нести расходы на содержание топливозаправщиков. К тому же "Аэрофьюэлз Уфа" в нарушение Закона РФ "О лицензионной деятельности" и Федеральных авиационных правил занимается своей деятельностью без лицензии и сертификата соответствия. В то же время реконструкция и модернизация собственного топливозаправочного комплекса, предусмотренные программой развития "МАУ", не ведутся из-за отсутствия средств.

Из-за отсутствия контроля со стороны руководства "МАУ" допущены серьезные нарушения при использовании объектов государственного нежилого фонда. В частности, ряду фирм переданы помешения гостиницы аэропорта без заключения договоров об аренде и оплаты за услуги, нарушаются условия подписанных договоров, без оформления прав пользования, с нарушением соответствующего

законодательства используются нежилые помещения и площади и земельные участки аэропорта, здание санатория-профилактория в поселке Чесноковка.

В нарушение Указа Президента РБ до сих пор не передано в муниципальную собственность Уфы здание общежития аэропорта, не завершена передача сетей холодного водоснабжения и водоотведения в МУП "Уфаводоканал", не изготовлен новый технический паспорт.

В настоящее время приказом Министерства транспорта РФ до назначения генерального директора, избранного на конкурсной основе, его обязанности по трудовому договору исполняет прежний руководитель.

Коллегией Государственного контрольного комитета РБ по результатам проверки обоих государственных унитарных предприятий — "БАЛ" и "МАУ" подготовлен ряд предложений, а материалы проверки направлены в соответствующие республиканские и федеральные структуры.

Автор: Булат Гайнетдинов

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть