Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.46 ↓

EUR 69.17 ↑

24 ноября Пятница

Уфа   °

СЕМЬ ЛЕТ НАЗАД СОСТОЯЛСЯ ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ

ПОЛИТИКА

Референдумы как одна из форм непосредственного народовластия стали реальностью в нашей жизни в 90-е годы прошлого века. Понятно, что всенародный опрос проводится в случае чрезвычайной необходимости для власти выяснить позицию граждан по кардинально важным для страны вопросам. Бурные перемены начала 90-х годов - смена политических и экономических ориентиров...

Референдумы как одна из форм непосредственного народовластия стали реальностью в нашей жизни в 90-е годы прошлого века. Понятно, что всенародный опрос проводится в случае чрезвычайной необходимости для власти выяснить позицию граждан по кардинально важным для страны вопросам. Бурные перемены начала 90-х годов — смена политических и экономических ориентиров дестабилизировали обстановку в стране, привели к тяжелому экономическому кризису и резкому обнищанию большинства россиян. "Шоковая терапия", целью которой был резкий, сказочно быстрый скачок нашего общества в рыночную экономику, повальная приватизация народного хозяйства страны рассматривались тогдашним правительством как панацея от "уродливой плановой экономики" социалистического образца. Такие руководящие импульсы, шедшие из столицы в регионы, имели роковые последствия для тех, кто поторопился "взять под козырек". Башкортостан оказался в числе немногих субъектов Российской Федерации, которые не спешили это делать. Курс на реформирование экономики, проводимый в республике, сочетался с сильной социальной политикой, направленной на защиту населения в этот сложный переходный период. В разработке такой государственной политики важнейшую роль сыграли два республиканских референдума. Первый из них прошел 25 апреля 1993 года. На нем 75,5 процента участвовавших в голосовании (70,5 процента населения) высказались за экономическую самостоятельность республики и договорные отношения с Российской Федерацией. Второй республиканский референдум состоялся 17 декабря 1995 года — семь лет назад. В ходе этого общереспубликанского совета выяснялось отношение жителей Башкортостана к купле-продаже земли и политике, направленной на укрепление экономической самостоятельности Республики Башкортостан в составе обновленной России.

Вопрос о купле-продаже земли был, безусловно, стержневым на этом референдуме. Хотя и в исторической ретроспективе земельный вопрос в нашем Отечестве всегда отличался особой остротой. Сегодня проведение земельной реформы в России тоже не назовешь "гладким".

В Башкортостане правовой базой этой реформы стали, прежде всего, республиканские законы, принятые еще в 1991 году: "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также Земельный кодекс Республики Башкортостан. Уже в течение 1990-1992 годов были решены острые вопросы предоставления земли садоводам. Появились фермерские хозяйства. В ведение местных Советов было передано около 1,5 млн га земли. В июле 1995 года была образована Комиссия по разработке Концепции дальнейшего развития земельного законодательства. Наряду со многими другими предложениями комиссия внесла предложение о необходимости введения частной собственности на землю, ранее предоставленную для ведения приусадебного хозяйства, садоводства и жилищного строительства. Комиссия не рекомендовала на данном этапе вводить частную собственность на земли юридических лиц, включая сельскохозяйственные земли.

7 декабря 1995 года Президент Башкортостана издал Указ "О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства". В общей сложности Указ распространялся примерно на один миллион земельных участков, занимающих площадь около 200 тысяч га, то есть примерно три процента сельскохозяйственных земель. Судьбу остальных земель и должен был определить республиканский референдум, приуроченный к предстоявшим 17 декабря 1995 года выборам депутатов Госдумы.

84,4 процента участников референдума (всего в голосовании участвовало 73,7 процента общего числа избирателей) на вопрос "Должна ли земля в Республике Башкортостан быть объектом неограниченной купли-продажи?" ответили отрицательно. Число голосовавших против во многих сельских районах доходило до 90-95 процентов. А в городах Агидель, Баймак, Белебей, Бирск, Благовещенск, Давлеканово — от 85 до 91. 79,1 процента участников референдума поддержали курс на укрепление экономической самостоятельности республики.

Референдум отразил довольно стойкое неприятие обществом перераспределения земель, опасение их возможного "разбазаривания". И, по мнению специалистов, это мнение за прошедшие годы особо не изменилось. Во всяком случае, по данным прошлого года, приватизировали свои земельные участки около 35 тысяч граждан, оформивших собственность на участки общей площадью около пяти тысяч га.

Безусловно, второй республиканский референдум стал важным ориентиром при определении стратегии социально-экономического развития республики.

Автор: Марина Шумилова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть