Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.09 ↑

EUR 69.67 ↓

20 сентября Среда

Уфа   °

БАШКОРТОСТАН ОБСУЖДАЕТ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ

ПОЛИТИКА

Вторую неделю башкортостанцы обсуждают проект Конституции республики с изменениями и дополнениями, которые значительно меняют систему государственной власти. По сути, речь идет о политической модернизации самой модели управления - преобразовании президентской республики в парламентскую. Обсуждение в республиканских СМИ показывает, что конституционная...

Вторую неделю башкортостанцы обсуждают проект Конституции республики с изменениями и дополнениями, которые значительно меняют систему государственной власти. По сути, речь идет о политической модернизации самой модели управления — преобразовании президентской республики в парламентскую. Обсуждение в республиканских СМИ показывает, что конституционная реформа перестала быть делом "официальных кругов", дойдя, как сказали бы раньше, до "широких народных масс".

В регионах политические перипетии всегда воспринимаются через призму сложившихся традиций, своего менталитета. Значительно это восприятие зависит от социально-экономической ситуации и уровня жизни на "отдельно взятой территории". Общей, пожалуй, стала определенная отстраненность наших сограждан, подуставших от бурных политических перемен последних лет, от напряженной законотворческой деятельности, которую они передоверили своим избранникам — депутатам всех уровней представительной власти. Поэтому на бытовом уровне наш рядовой гражданин достаточно безграмотен в правовом отношении. Но Основной Закон, определяющий принципиальную правовую базу нашей жизни, вызывает несколько иное отношение. И дело здесь не только в привычных традициях всенародных обсуждений советской поры, но и в конкретной политической ситуации. Как это сложилось в Башкортостане.

В последние два-три года приведение в соответствие республиканского и федерального законодательства стало "притчей во языцех" в российских и республиканских СМИ, приобщив к "вопросу" массу читателей. Обновление же Основного Закона — все-таки разговор особый. Конституция, по которой республика жила с 1993 года, подверглась под заметным нажимом Центра редактированию осенью 2000 года. Новая редакция республиканского Основного Закона обсуждалась достаточно широко. Теперь же речь идет о внесении изменений и дополнений в нее. Это подчеркивается особо разработчиками проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан". По их мнению, эти изменения не затрагивают сущность и внутреннюю природу Республики Башкортостан.

Существенные изменения вносятся в систему организации государственной власти. Главное из них — упразднение поста Президента и усиление роли парламента, который теперь будет определять стратегический курс развития республики. То есть происходит переход от президентской республики к парламентской. Это не означает нарушения баланса ветвей власти, потому что исполнительная вертикаль тоже заметно усиливается за счет перераспределения в ее пользу части полномочий Президента и повышения статуса Председателя Правительства, который, согласно проекту закона, будет избираться всенародно и даже получает право роспуска парламента. И, естественно, значительно изменяется роль спикера — Председателя Госсобрания, который становится основным представителем республики в ее отношениях как внутри страны, так и за ее пределами. Парламент сохраняет двухпалатную структуру — Палату Представителей и Законодательную Палату, работающую на профессиональной постоянной основе. Только теперь в Палату Представителей (в отличие от прежней редакции Конституции) будут избираться по два представителя от каждой административно-территориальной единицы республики. Главы администраций, которые сейчас автоматически являются членами этой Палаты, лишаются возможности такого совместительства. В составе Госсобрания предполагается создать Президиум, который будет заниматься организационными вопросами.

Эти изменения и определяют новую модель управления республикой, которая предполагает определенное смещение центра тяжести в сторону законодательной власти и усиление коллегиальности в управлении республикой. Понятно, что такая политическая модернизация вызвала бурную и неоднозначную реакцию в Башкортостане. Многих смущает такой резкий отказ от ставшей уже привычной системы власти с обозначенным лидерством одного человека, с которым ассоциируются политическая стабильность в Башкортостане, сложившийся баланс разных ветвей власти. Не секрет, что во многих регионах дело не раз доходило до их противостояния. Вызывает недоумение и явно завышенный статус Председателя правительства, который как руководитель исполнительного органа вроде бы подчиняется Госсобранию, но в то же время может его распустить. То есть получается, по мнению участников обсуждения, усеченный вариант Президента республики. Вообще проблема будущего политического лидера республики серьезно беспокоит башкортостанцев. Наши сограждане не понаслышке знают, как много в нашей жизни зависит от конкретной личности, от авторитета, деловых качеств руководителя, его способности взять ответственность на себя и "держать удар". Именно поэтому в ходе обсуждения высказываются предложения конкретизировать положения Конституции, определяющие полномочия первых лиц, чтобы выделить политического лидера республики. Большинство сходится во мнении, что в парламентской республике, исходя из сложившихся традиций, такая главная роль должна быть отведена Председателю парламента.

Серьезное замечание высказано по поводу структуры Госсобрания. Сами же его депутаты высказывают мнение, что сегодня вполне можно перейти к однопалатному парламенту. Один из предлагаемых вариантов - отказаться от Палаты Представителей. По мнению его сторонников, Законодательная Палата, работающая на постоянной основе, в течение двух созывов наработала солидный опыт, стала кузницей законов и не нуждается в чьей-либо опеке. В пользу такого изменения структуры парламента приводятся не только профессиональные доводы — повышение оперативности в законотворческой работе, но и экономические — значительно сократится чиновничий аппарат с соответствующим удешевлением затрат на его содержание. Другой вариант — перейдя к однопалатному парламенту, расширить его состав (сейчас в Законодательной Палате работает 30 депутатов) до 120-125 человек. Есть даже предложение в целях экономии средств организовать их работу на постоянной основе группами по 25 депутатов — в течение года.

Надо заметить, что парламентская республика для Башкортостана — не открытие и не освоение новой политической сферы. До президентской эпохи последнего десятилетия в республике вполне успешно действовала именно такая модель. Верховный Совет Башкортостана — его однопалатный парламент определял политическую и экономическую стратегию республики, формировал исполнительные органы власти и контролировал их деятельность. Этот недавний опыт явно пригодится сегодня.

Организация местных органов власти и самоуправления — еще один аспект обновленной республиканской Конституции, вызвавший критику не только специалистов, работающих в этой сфере управления, но и тех, кому приходится повседневно "сталкиваться" с местной властью. По их мнению, "прописаны" только принципы ее построения. Совершенно не ясно, сохранятся ли местные Советы, администрации, и как на практике население будет самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. В принципе эта неопределенность объясняется просто — отсутствием федерального закона по местному управлению. Сейчас, как известно, начинается масштабная реформа в этой области. И, видимо, когда будет принят Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (его проект разработан комиссией под руководством Дмитрия Козака), эти главы Основного Закона будут конкретизированы. Хотя уже сейчас предстоящие новации в этой сфере подвергаются критике, прежде всего, за то, что они сулят появление новых муниципальных образований, а значит разрастание чиновничьего аппарата.

Обсуждение изменений и дополнений Основного Закона Башкортостана показывает, насколько неравнодушно и неоднозначно воспринимаются они жителями республики: есть здесь и обеспокоенность, и сомнения, и стремление подсказать, поправить. "Эпоха перемен" научила всех нас особенно ценить мир, спокойствие и стабильность, которыми отличается ситуация в Башкортостане, и еще — предсказуемость политического руководства, его нацеленность и сконцентрированность на развитии позитивного потенциала республики. Поэтому сегодня, меняя политическую "форму" республики, важно не потерять ее "содержание", наработанное в это нелегкое президентское десятилетие.

Автор: Нина Владимирова

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть