Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.62 ↑

EUR 68.75 ↓

19 сентября Вторник

Уфа   °

РОССИЯ В КИТАЙСКОМ НЕБЕ

ПОЛИТИКА

Несколько дней назад в китайском городе Чжухай прошла четвертая международная специализированная выставка "Аэрокосмический салон "China-2002". В мире проводится достаточно много салонов по этой тематике, однако для российской авиакосмической промышленности выставка в Чжухае имеет особое значение, и потому наша страна становится ее традиционн...

Несколько дней назад в китайском городе Чжухай прошла четвертая международная специализированная выставка "Аэрокосмический салон "China-2002". В мире проводится достаточно много салонов по этой тематике, однако для российской авиакосмической промышленности выставка в Чжухае имеет особое значение, и потому наша страна становится ее традиционной участницей. В России авиационное производство доминирует в структуре оборонного комплекса, а Китай в последние годы является одним из основных покупателей нашего авиапрома. Во многом благодаря китайским экспортным заказам, аэрокосмическая промышленность России смогла преодолеть кризис в отрасли и добиться роста объемов производства.

Поэтому и на прошедшей выставке Россия была представлена достаточно мощно — среди 23 стран-участниц отечественная экспозиция была самой представительной. На площади в полторы тысячи квадратных метров разместились стенды 26 ведущих предприятий российского самолето-, вертолето-, двигателе-, приборостроения. Всего же на выставке была заявлена продукция 60 производителей РФ, они представили более 250 образцов техники.

Зачем нам это надо

Российско-китайское сотрудничество в области авиации и космоса началось еще в 50-е годы. Тогда Советский Союз помогал в строительстве многих авиазаводов на территории Китая. Но в перестроечные времена связи в этой сфере несколько ослабли. Толчком к возобновлению отношений стало подписание

в

1992

году межправительственного Соглашения Китая и России о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Следует отметить, что Китай в последние годы много занимается собственными разработками в аэрокосмической области, развитие отрасли и выпуск техники в Китае идет во многом благодаря покупке лицензий за рубежом. Россия, как одна из первых стран-освоителей космоса, помогает Китаю в реализации его космической программы. То же самое касается авиационной техники, в которой Китай испытывает большую потребность. Но пока из нашей страны главным образом в Китай поставляется техника военного назначения. Гражданским ассортиментом россияне пока похвастаться особо не могут, да и слишком сильна конкуренция — сейчас гражданскую нишу в китайском авиарынке заняли западные производители.

Российские самолетостроительные компании ведут работу по продвижению на китайский рынок авиационной техники нового поколения, конкурентоспособной на мировом уровне. Поставляются В Китай наши самолеты Ту-204, есть заинтересованность в приобретении Ил-96-300, Ту-214, Ил-103, Ил-114, планируется поставка крупной партии вертолетов Ми-171 и других. По словам генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева, в ближайшие годы Китай намерен приобрести у нас около 200 новых самолетов.

Но не только готовую продукцию может предложить Китаю российская промышленность. В апреле заключено соглашение о сотрудничестве в области гражданской авиации. Реализация программы будет идти по четырем направлениям — самолеты, двигатели, приборы, авионика и материалы, всего в программе больше 70 пунктов. Это соглашение позволит Китаю участвовать совместно с Россией в разработке гражданской авиационной техники нового поколения и также общими усилиями продвигать ее на рынке. Большие перспективы сотрудничества открываются в сфере управления воздушным движением.

В связи со всем вышеизложенным, Китай видится России стратегическим и очень перспективным партнером. И выставка дает возможность продемонстрировать достижения во многих направлениях, обрести новые контакты, познакомиться с динамикой развития отрасли в мире.

Что же мы показали?

Авиация — дело не быстрое. На разработку и освоение в производстве новых образцов техники уходит до десяти лет, а то и больше. Потому на традиционных выставках "революции" не часты. Но можно увидеть новые модификации, усовершенствованные модели, удачные конструкторские находки и другие шаги вперед. Более того, участие в престижных выставках служит дополнительным напоминанием о себе и укрепляет имидж производителей.

По статистике организаторов, самым посещаемым на выставке оказался совместный стенд НПО"Сатурн", занимающегося разработкой авиационных двигателей, и

ОАО"Уфимское

моторостроительное производственное объединение", производящего эти самые двигатели. Они продемонстрировали двигатель АЛ-31ФП, который устанавливается на истребители семейства Су-30МК. Без ложной скромности можно сказать, что это один из лучших двигателей в своем классе. ОАО"УМПО" удалось единственным в мире освоить серийное производство двигателей с поворотным соплом, который дает самолету сверхманевренность.

Как рассказал заместитель главного конструктора НПО"Сатурн" Кирилл Сорокин, доводка двигателя до его нынешнего состояния заняла многие годы. Сначала все агрегаты расположили над самим двигателем - это позволило уйти от "беременной" формы фюзеляжа, а стало быть, сделать самолет более обтекаемым, то есть улучшить

его аэродинамические свойства. Задача разработчиков состояла и в максимальном "ужатии" размеров двигателя,

при

сохранении эксплуатационных характеристик. К тому же было необходимо добиться простоты в обслуживании мотора — созданная модульная конструкция двигателя позволяет проводить ремонт каждого модуля автономно, не разбирая двигатель в целом. Конструкторы уверяют, что такой движок можно ремонтировать даже в поле.

Гордость производителя — лопатки турбины. Эта с виду нехитрая деталь оказывается едва ли не самым сложным при производстве двигателя. Мало сделать лопатку прочной и жаростойкой, надо суметь изогнуть ее совершенно определенным образом, что выливается в очень сложную техническую проблему. ОАО "УМПО" освоило производство монокристаллических лопаток — такие лопатки делают только четыре страны в мире — Англия, Америка, Германия и Россия. Поэтому именно эти государства и могут лидировать в производстве реактивных двигателей.

Поворотное сопло позволяет самолету быстро изменять направление полета, что является неоспоримым преимуществом при выполнении стратегических военных задач. Удачна система маслообеспечения двигателя. Совершенная система смазки позволяет нормально работать двигателю с минимальным расходом масла. Есть и множество других удачных конструктивных находок в двигателе от АО "УМПО".

В воздухе нет обочины. Если возникла неисправность, самолет остановиться не может. За нормальную работу двигателя отвечает каждая гайка. Потому качество может быть только одно — самое высшее. И АО"УМПО" справляется в этой задачей. Именно поэтому к башкирскому производителю в ходе выставки обратились предложениями

о сотрудничестве несколько крупных китайских фирм.

Много и другого интересного показала чжухайская выставка. ОКБ Сухого представило самолет "Беркут" с крыльями, направленными вперед. Эта техника еще нуждается в испытаниях. Хороший двигатель ПС-90А изготовляет АО "Пермский моторный завод". Тушинское МКБ "Союз" порадовало специалистов двигателями для учебно-тренировочных самолетов и для штурмовиков. Солидно выступило Московское МПП "Салют". Новый вертолет Ми-38 для перевозки грузов 6-8 тонн, группа вертолетов фирмы Камова также вызвала интерес посетителей выставки. Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" представило, например, ракетный комплекс "Москит". Автоматическое управление движением ракеты над водой делает ее практически неуязвимой. Масса радарной техники, оптико-механических устройств, систем управления и прочего оснащения показали , что Россия не стоит на месте.

На других посмотреть тоже интересно

В выставке приняли участие множество известных зарубежных производителей. Мощные вентиляторы для аэробусов из нового синтетического материала кевлара изготавливает фирма "Роллс-ройс". Отсутствие антивибрационных полочек между лопатками дает увеличение КПД на полтора процента — это для авиации очень много. Превосходные монолитные обечайки ( специальные обручи для наружного контура двигателя) диаметром до 2,3 метра для крепления двигателей привезла фирма "Firth Rixon". Кстати, у нас в стране пока не научились раскатывать конструкции такого размера и обечайки у наc сварные.

Выступила и французская фирма "Снекма" — она сейчас работает с "Рыбинскими моторами", по ее лицензии выпускают технику китайские предприятия. Чешские движки, взятые с украинского "Прогресса", не отличаются новизной. Американская компания "Pratt & Whitney" выставила образец мощнейшего двигателя диаметром 2,5 метра и тягой 40 тонн.

Вторая Китайская аэрокорпорация демонстрировала современный вертолет с хвостовым вентилятором. Это нововведение позволяет не только придать машине маневренность, увеличить скорость вертолета, но и и делает машину более безопасной. Показали китайцы свой новый самолет, производимый по лицензии "Боинга" и космические ракеты.

Приняли участие в выставке Украина и Казахстан. Представленная ими продукция создана на базе техники времен СССР.

А что же дальше? Перспективы сотрудничества России в азиатском регионе, и в частности, в Китае, видятся достаточно радужными. На четвертом международном авиасалоне " China-2002" В Чжухае Россия представила достаточно сбалансированную экспозицию, где наряду с изделиями военного назначения, нашлось место и гражданской продукции. Причем большинство образцов оказались перспективными для экспорта. Выяснилось однако, что России предстоит достаточно жесткая конкуренция в борьбе за этот рынок — хотя бы с такими монстрами, как "Боинг" и "Эрбас индастри".

Авиационные аналитики прогнозируют рост спроса в Китае на региональные пассажирские самолеты. В ближайшие годы здесь потребуется 400-500 машин. Есть надежды на новый российский региональный самолет. Кроме того, мы можем предложить Ту-334.

В перспективе Россия может получить от Китая приличный пакет заказов на производство двигателей, комплектующих, узлов и агрегатов. Загрузить наши заводы могут и заказы на запчасти к самолетам и двигателям для ранее проданных за рубеж самолетов и вертолетов.

Большой интерес в азиатском регионе

проявляется

к самолету-амфибии Бе-200. Емкость рынка на ближайшие 20 лет — около 350 машин. Возможно, в производстве двигателей к этой экспортно перспективной технике будет занято и ОАО"УМПО".

Так что России в китайском небе должно хватить места.

Автор: Петровская Людмила

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть