Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.12 ↑

EUR 69.76 ↓

21 сентября Четверг

Уфа   °

ЗУФАР ЕНИКЕЕВ: "ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ В СТОРОНУ ПАРЛАМЕНТА"

ПОЛИТИКА

В эти дни в республике идет всенародное обсуждение проекта Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан". Прокомментировать документ агентство "Башинформ" попросило депутата Законодательной Палаты Госсобрания РБ, кандидата юридических наук Зуфара Еникеева. Ниже публикуем его комментарий.
"...

В эти дни в республике идет всенародное обсуждение проекта Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан". Прокомментировать документ агентство "Башинформ" попросило депутата Законодательной Палаты Госсобрания РБ, кандидата юридических наук Зуфара Еникеева. Ниже публикуем его комментарий.

"Прежде всего отметим, что изменения Конституции РБ не затрагивают сущность и внутреннюю природу Республики Башкортостан. Она согласно статье 1 Конституции остается

демократическим

правовым государством в составе Российской

Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. У многих может возникнуть вопрос: может ли быть в составе одного государства другое государство?

Обратимся к истории. Конституции БАССР 1937 и 1978 годов объявляли республику соответственно государством рабочих и крестьян и общенародным государством. Однако в тот период полномочия БАССР были резко сужены. С учетом исторического опыта во второй части той же статьи дано понятие государственности Башкортостана, которая выражается в том, что республика обладает всей полнотой

государственной

(законодательной, исполнительной и судебной) власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и государственные символы Республики Башкортостан.

Существенные изменения вносятся в те главы Конституции, где речь идет об

организации государственной власти. Упраздняется пост Президента Республики Башкортостан,

и

его

полномочия распределяются между Государственным Собранием - Курултаем и Председателем Правительства Республики Башкортостан. Сохраняется двухпалатная структура республиканского парламента: Законодательная Палата в количестве 30 депутатов и Палата Представителей, в которую избираются по два представителя от каждой административно-территориальной единицы республики. В отличие от предыдущих созывов, в будущую Палату Представителей главы районов и городов и другие лица, замещающие государственные должности, муниципальные должности, не могут быть избраны. То есть, депутатство не будет совмещаться с государственной службой.

Значительно

расширены

предметы

ведения Государственного Собрания РБ. К новациям относятся следующие его полномочия:

1) определение и

утверждение

структуры Правительства Республики Башкортостан;

2) установление системы, структуры, а также порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти Республики Башкортостан;

3) утверждение решения Президиума Государственного Собрания Республики Башкортостан о назначении временно исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Башкортостан;

4) утверждение назначения на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства Республики Башкортостан;

5) решение вопроса о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти Республики Башкортостан, в назначении на должность которых принимало участие Государственное Собрание Республики Башкортостан;

6) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Республики Башкортостан;

7) согласование назначения и отзыва Правительством Республики Башкортостан представителей Республики Башкортостан при органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в субъектах иностранных федеративных государств

и

административно-территориальных образованиях иностранных государств.

На конституционном уровне расписаны полномочия Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Предусматривается создание Президиума Государственного Собрания Республики Башкортостан.

В состав Президиума Государственного Собрания Республики Башкортостан с правом решающего голоса входят Председатель

Государственного

Собрания Республики Башкортостан, заместители Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан, председатели

постоянных

комитетов

Палаты Представителей

и

Законодательной

Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, руководитель Аппарата Государственного

Собрания Республики Башкортостан.

В работе Президиума Государственного Собрания Республики Башкортостан могут принимать участие иные должностные лица органов государственной власти Республики Башкортостан с правом совещательного голоса.

Государственное Собрание Республики Башкортостан образует Счетную палату Республики Башкортостан - постоянно действующий орган финансового контроля Республики Башкортостан.

Согласно новой редакции Конституции Республики Башкортостан руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан является

Председатель Правительства Республики Башкортостан.

Председатель Правительства Республики Башкортостан избирается

гражданами

Российской

Федерации, проживающими на территории Республики Башкортостан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Председателем Правительства Республики Башкортостан может быть избран гражданин Российской Федерации, не моложе 30 лет, проживающий на территории Республики Башкортостан и обладающий в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан пассивным избирательным правом.

Председатель Правительства Республики Башкортостан избирается на четыре года и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Его полномочия определены в статье

96.

Председатель Правительства Республики Башкортостан:

1) представляет

Государственному

Собранию Республики Башкортостан предложения о структуре Правительства Республики Башкортостан и исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;

2) представляет

Государственному

Собранию Республики Башкортостан кандидатуры для утверждения назначения на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства Республики Башкортостан и согласования для назначения на должность руководителей органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

3) систематически информирует Государственное Собрание Республики

Башкортостан

о

работе Правительства Республики Башкортостан и отчитывается перед

Государственным

Собранием

Республики Башкортостан по отдельным вопросам деятельности Правительства Республики Башкортостан;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Собрания Республики Башкортостан, а также созывать вновь избранное Государственное Собрание Республики Башкортостан на первое заседание ранее срока, установленного статьей 69 настоящей Конституции;

5) вправе участвовать в работе Государственного Собрания Республики

Башкортостан

с

правом совещательного голоса;

6) в пределах своей компетенции (полномочий) представляет Республику Башкортостан в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей.

Государственное Собрание Республики Башкортостан вправе выразить недоверие Председателю Правительства Республики Башкортостан в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации,

Конституции

Республики Башкортостан, федеральным законам и законам Республики Башкортостан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Председатель Правительства Республики Башкортостан не устранил

указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики

Башкортостан, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов Республики Башкортостан, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение Государственного Собрания Республики Башкортостан о недоверии Председателю Правительства Республики Башкортостан принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из Палат по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Государственное Собрание Республики Башкортостан может поставить вопрос о недоверии также отдельным членам Правительства Республики Башкортостан, в назначении на должность которых Государственное Собрание Республики Башкортостан принимало участие.

Предложения о недоверии отдельным

членам Правительства Республики Башкортостан может внести группа в составе не менее одной трети депутатов Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан либо не менее одной трети депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Решение принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Палаты

Представителей

и большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Принятие Государственным Собранием Республики Башкортостан решения о недоверии отдельным членам Правительства Республики

Башкортостан

влечет немедленное освобождение их от должности Председателем Правительства Республики Башкортостан.

В главе 6 предусмотрено создание местных органов государственной власти Республики Башкортостан в административно-территориальных единицах в Республике Башкортостан.

Они формируются непосредственно

населением Республики

Башкортостан

или

через

своих представителей.

Функционирование местного самоуправления рассмотрено в главе 8. Оно осуществляется а городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Договор Российской Федерации и

Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" расположен в третьем разделе Конституции (раньше — в первом разделе), и он действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан.

В случае противоречия отдельных положений указанного Договора нормам Конституции Российской Федерации либо Конституции Республики Башкортостан применяются соответственно

нормы

Конституции Российской Федерации либо нормы Конституции Республики Башкортостан.

Таким образом, анализ полномочий и предметов ведения Государственного Собрания, его структур и Правительства Республики Башкортостан показывает, что центр тяжести принятия важных решений, имеющих непосредственное отношение к

жизнедеятельности республики, перемещается в сторону парламента. Это, конечно, значительно повысит роль и значение Государственного Собрания как представительного органа многонационального народа Башкортостана и будет способствовать демократизации общества и привлечению населения к управлению государством через своих представителей — депутатов".

Автор: Алим Фаизов

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть