До выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан осталось

Сергей Кутергин: «Когда я бываю в Уфе, у меня немного дух захватывает»

ОБЩЕСТВО / 100 лет Республике

УФА, 30 апр 2019. /ИА «Башинформ», Артём Валиев/.

Фото: https://vk.com/yogris/ | Видео: Мирон Доровских

Интервью с киноактёром, нашим земляком, Сергеем Кутергиным мы записывали в Москве, во время его краткосрочного пребывания в России. Сейчас он в качестве продюсера работает на съемочной площадке кинокартины за рубежом. О том, что это за фильм, до выхода его в свет говорить нельзя, зато известный артист рассказал «Башинформу» о развитии российского шоу-бизнеса и поделился своими лайфхаками, как добиться успеха в любом начинании.

- Многие известные люди, в том числе в сфере культуры, из Уфы. Только на ТНТ четверо наших резидентов. Тяжело было пробивать себе дорогу в шоу-бизнес?

— Вообще, шоу-бизнес — это очень тяжёлая штука, одно дело — попасть в него, другое дело — там задержаться надолго.

- Каковы твои творческие планы?

— Я сейчас ушел в кино. Снимался как актер, теперь работаю как продюсер. Пока говорить об этом рано, есть свои сложности, всему свое время. Кинопроизводство — для меня это новое направление, оно мне нравится. И, конечно, стендап тоже есть в моей жизни. А куда же без него?.

- А в Уфе какие места тебе наиболее близки?

— Я родился в Черниковке, но жил больше всего у бабушки — на Госцирке. У мамы была традиция часто переезжать, с ней я пожил и в Сипайлово, и в Дёме, и в центре возле магазина «Зифа» и парка Якутова. Мне нравится бывать на Горсовете. Там есть где погулять и всё детство моё связано с этим районом. Стабильно ходили туда 12 июня на День города. Когда я бываю там, у меня немного дух захватывает.

- Часто бываешь в Уфе?

— Не очень. Раза четыре-пять в год. У меня там, кроме друзей, никого сейчас нет. Когда я приезжаю — снимаю гостиницу.

- В студенческие годы был КВН, как он помог в выборе будущей профессии?

— КВН всё за меня и решил. Попал в КВН и давай: сцена, шоу-бизнес, юмор…

- Надо сказать, что сам КВН предполагает строгий отсев участников.

— Так как я в этом деле давно, я знаю всех, кто там начинал, когда мы ещё были никем. Есть такая тенденция — все, кто хотел чего-то серьезного добиться в этой теме, добились. Серьезно. Все, кто сильно хотел — попали в Высшую лигу, прошли её и сейчас работают либо на ТНТ, либо на СТС, либо на других федеральных каналах. Нужна чёткая цель — и Алга! Хочу, могу и делаю.

- Очень много талантливых музыкантов, актёров, режиссеров из Уфы. Атмосфера республики располагает к творчеству?

— Ничего необычного в этом нет. Поколения разные. Мы берем срез всех поколений, на этой базе известных людей много. Из моего поколения, например, не так много. Из поколения, которое сейчас более молодое, такие как репер Фейс (Face, творческий псевдоним уфимца Ивана Дрёмина), я думаю, из этого поколения будет больше известных людей. Потому что сейчас есть фактор интернета, благодаря ему стать популярным намного легче.

- Как относишься к творчеству Фейса?

— Если честно, ни разу его не слышал. Может быть, только мельком. Я знаю, что Фейс существует, но что он делает (братан, без обид), я не знаю.

- Нынешнее молодое поколение — это люди кардинально другие, чем мы?

— Каждое поколение более интересное. Это связано с развитием прогресса.

- Но тот же прогресс ведет к клиповому мышлению, интернет приучает к поверхностному взгляду на вещи, не так ли?

— Этот момент всегда был. Всегда были люди умные и не очень, это нормально, зависит от человека. Но и прогресс имеет значение, если двухлетний ребёнок лучше разбирается в Айфоне, чем 70-летняя бабушка (я не хочу этим ни в коем случае обидеть бабушек, у них есть другие заслуги), наверное, у него больше шансов в дальнейшем как-то реализовать себя.

У поколения, которое родилось в тридцатые-сороковые годы, были одни интересы, одни мотивы, одни цели. Сейчас — другие цели. Условно говоря, моя бабушка, жительница Уфы, она явно не мечтала стать артисткой или балериной. Она просто работала на заводе. У нее была цель быть лучшей в коллективе, поэтому она и стала ветераном труда. Это закономерно. Были бы у неё другие интересы — она бы добилась успехов в другой сфере.

- Сейчас есть искусственный интеллект, на полном серьёзе обсуждается создание робота-журналиста. Он будет приходить и брать интервью.

— Тогда, может, и мы будем не нужны. Пусть два робота общаются между собой. Условно говоря, любой популярный артист дал энное количество интервью. А робот на каждый вопрос выбирает из базы данных всех интервью самые подходящие ответы, отвечает и всё. Давайте будем делать так!

- Но робот не сможет придумать шутки.

— Нет, почему же, в этом тоже технологии есть, чтобы из базы данных робот мог выбрать нужную комбинацию.

- Тогда это кто-то должен запрограммировать и собрать эту базу данных.

— Само собой.

- А вы у себя на ТНТ как придумываете шутки?

— Это самое сложное. Но, чем больше у тебя в жизни происходит событий, тем легче пишутся шутки. Потому что что-то замечаешь, трансформируешь…

- То есть имеет значение жизненный опыт? Чем ты больше прожил, больше видел, тем тебе легче? Поэтому у Евгения Петросяна так много миниатюр?

— Да. Я, например, недавно был на кинофестивале в Берлине, и для меня было открытием, что Берлин очень странный город, до сих пор живущий в девяностых годах. Серьёзно! Хотя вроде бы столица Германии. И там до сих пор люди играют в наперстки, понимаешь, то есть на улице в центре города стоит какой-то албанец и перебирает напёрстки. Мы уже все знаем, что это фигня полная, они там до сих пор такие тупые? Что происходит? Само собой из этого можно сделать какую-то шутку: увидел, заметил, написал.

- Но она будет понятна только немцам?

— Почему. Помнишь, как у нас девяностых годах на каждом углу играли в наперстки. Сейчас же этого нет. Потому что мы через это прошли, поняли, что это мошенничество, а они, получается, до сих пор этого не понимают. Вот в чём шутка! Параллель. А Петросян — он в любом случае крутой артист. Я не знаю, кто ему пишет сценарии, наверное, что-то он пишет сам.

- У вас на ТНТ тоже есть группа авторов, которая пишет сценарии артистам?

— Да. Если взять, к примеру, тему тёщи. У тебя будет своя позиция на эту тему, у меня — своя. Если писать будешь только ты, то это будет только с твоей стороны, если я — то только с моей. А если мы это всё объединим, из этого всего выберем самое интересное, то это будет выжимка, которая будет понятной и более смешной для широких масс. Коллективный труд нужен, чтобы мы могли выбрать самое интересное, это нужно для расширения аудитории.

- А кто твоя аудитория?

— Мне больше нравится работать с аудиторией 35+. Это люди, которые уже что-то видели в этой жизни, имеют семью либо были в семье. Хотя самое забавное, когда подходят мамочки и говорят, а можно мой сын с вами сфотографируется, он вас смотрит, любит. Я смотрю — сыну лет 9, и думаю, как он может меня смотреть, что он там понимает.

- Мамочки смотрят?

— Да.

- В соцсетях много пишут поклонники?

— Пишут в основном, когда проходит какой-то эфир или выходят новые программы.

- Сейчас каждый может написать в соцсетях, даже президенту.

— Это, может быть, даже и дойдет до президента! Есть такая вероятность.

- Вот именно, это уже изменило нашу жизнь. Мы по-другому воспринимаем действительность, через призму в том числе виртуального мира. Но это же суррогатное общение? С одной стороны, это расширяет круг общения, за полчаса ты можешь поговорить с большим количеством людей, с которыми не смог бы встретиться в реале. Но, с другой стороны, это как-то тоже по верхам получается.

— Я за живое общение. Иногда бывает очень странно, когда твой друг, которого ты знаешь, начинает тебе писать по каким-то житейским, бытовым вопросам. Я ему говорю: «Братан, набери по телефону, пообщаемся нормально». Другое дело, если ты с человеком не знаком.

- За какими своими потребностями люди идут в соцсети? Ведь зачастую это такая фабрика тщеславия, когда человек пытается в своих селфи, заметках показать ту жизнь, которую ему хотелось бы проживать, а не ту, которую он реально проживает…

— Все мы носим маски, в этом нет ничего сверхъестественного. Социальные сети помогают реализовать те фантазии, которые ты не мог реализовать раньше. Почему сейчас популярно направление Vine (мобильное приложение, позволяющее создавать 6-секундные видеоролики. — прим. ИА «Башинформ»), потому что ты можешь сам снять себя или попросить друга снять тебя со стороны. Это не так сложно. А ведь что такое Vine — это скетч (короткая эстрадная пьеса шутливого содержания. — прим. ИА «Башинформ»). Скетчи мы писали ещё 10-15 лет назад. В Уфе мы делали своё скетч-шоу «Сто пудов». Но тогда для этого надо было иметь профессиональную камеру, свет, звук. А сейчас это в каждом телефоне есть.

- Что будет с телевидением?

— Оно умирает.

- Где будете выступать?

— Сейчас уже каждый об этом думает, ищет альтернативные площадки. Все рано или поздно начинают переходить в интернет. Сейчас я занимаюсь кино, и понимаю такой момент, что в кинотеатры лишний раз идти неохота. Кино окупается, если оно востребовано как коммерческий продукт. Если нет, возникает вопрос: «А зачем его снимать?» Либо нужно снимать только те фильмы, которые будут смотреть в кинотеатрах, с хорошими спецэффектами. А не зрелищное кино люди давно смотрят дома. Кинопродукция теряет ценность.

- Люди устали от экшена?

— Появляется всё больше и больше альтернатив, которые вытесняют менее конкурентоспособные что-либо, например телевизор — это альтернатива кинотеатру. Если бы сейчас вышла «Ирония судьбы» в первый раз, она бы прошла незамеченной вообще. Потому что это шедевр, но шедевр на этапе того времени. А мы живем на стереотипах, что это круто.

- А что сейчас может быть таким шедевром?

— Культура сегментируется. У людей должен быть выбор, и этот выбор сейчас огромный. Это нормально. Каждый вид искусства выстреливает или нет в зависимости от многих факторов — это время, наличие конкурентов, поддержка и т. д. Сейчас в интернете популярен Кирилл Нечаев, который перепевает песни. Он крутой, но как это случилось? Он делал своё дело, его кто-то заметил из популярных, сделал репост — и понеслось. Но ведь мы не знаем, возможно, где-то в Саратове, в Сызрани, в Чебаркуле у нас есть такой же человек, может делать то же самое, но он не так заметен.

- Интернет позволяет быстро стать популярным, но эта популярность может быть короткой.

— Ты должен поддерживать свою популярность, каждый день ты должен делать что-то лучше, чем ты делал это вчера. Потому что, даже если ты сделаешь завтра так же, как ты сделал сегодня, это уже не будет работать. Тебе скажут: «Ты сдуваешься, фууу...» А не дай Бог, ты сделаешь чуть хуже, это всё, провал. Мы же знаем много актеров, которые стали заложниками одной роли. Сыграли какую-то одну крутую роль в кино и всё. И больше не было ролей. И как жить? Тебя знают все, но как это использовать? Ведь от того, что ты меня знаешь, я сыт не стану.

- Многие актеры зарабатывают на рекламе. — Да, популярные люди сейчас только на этом и живут.

- Есть ли для тебя табу, что бы ты не стал рекламировать ни за какие деньги?

— Я не беру рекламу казино, букмекеров, франшизный бизнес.

- Почему?

— Я один раз участвовал в рекламе франшизы. И больше этого не делаю. Для меня это табу. Потому что любой бизнес — это бизнес, там надо работать. А человек думает, он купил франшизу, и всё, сейчас просто деньги будут капать. А так не бывает. Даже если ты покупаешь франшизу, надо всё равно что-то делать, чтобы бизнес работал. А если я сделаю рекламу этого бизнеса, то претензии будут ко мне. Хотя, если у тебя проблемы со связью, ты же не идёшь к Диме Нагиеву и не говоришь, что у тебя плохой МТС.

- Филипп Киркоров рекламирует средство от простуды. Неужели у него есть финансовая необходимость в этом?

— Мне кажется, для уровня Филиппа эта реклама мелковата. Могу только предположить, может быть, эта компания ему спасла жизнь или помогла в начале карьеры, и он теперь не может отказать.

- Молодым артистам сложно пробиться в кино?

— В России в целом любой бизнес конкурентов не пускает. Крупные торговые сети вытесняют мелких лавочников. Это нормально, ненормально только для малого бизнеса. Но это закон конкуренции, так было всегда. Искусство — это тоже бизнес.

- При этом талант не важен?

— В какой-то степени, да. Просто попасть в телевизор, благодаря ТНТ, может практически каждый второй, даже при небольшом таланте.

- Но только одним талантом можно пробить себе дорогу?

— Конечно, только надо, чтобы этот талант кто-то вовремя заметил. Первый шаг ты сделаешь сам, но потом надо, чтобы кто-то тебя продвинул. Продюсеру артист может быть интересен по двум причинам: желание заработать на нём или если ему симпатичен сам объект, как правило, это девушка. Поэтому мы знаем, что у нас в кино может попасть какая-нибудь неизвестная актриса. Внезапно. Но, с другой стороны, почему бы нет. Человек нашёл деньги, снял кино, кого хочу, того снимаю. К тому же она может оказаться реально талантливой. А может быть, и нет. Всегда есть два варианта: да или нет. Жизнь такая.

- Можно ли в Comedy Баттл попасть за деньги?

— Нет. Потому что даже если да, то всё равно нет. Предположим, попал ты туда за деньги, а выступать кто за тебя будет? Если ты в целом не артист, то что? Все конкурсы, даже если за кого-то попросили, проходят на основании чего-то, не на пустом месте. На ТНТ большая часть конкурсов, по крайней мере которые я знаю, достаточно честные. Каждый, попадая туда, должен что-то сделать, потому что если ты не сделаешь, мама или папа за тебя могут заплатить, но не сделать за тебя. Хотя в России коррупция есть, думаю, на всех уровнях, во всех сферах. Но везде она разная. Но нельзя привести жену и сказать: «Плачу миллиарды, она будет петь». Но если она петь не умеет, что ты сделаешь? Приведёшь хирурга, который сделает голос? Это невозможно. А если петь под фонограмму, она губами не будет попадать. Поэтому всё равно человек должен обладать какими-то талантами, так или иначе. Вот, например, говорят, Бузова не умеет петь. Да, у неё недостаточно хороший вокал, но петь-то она умеет. В отличие от меня. Вот я петь не умею. На фоне со мной Бузова петь умеет, на фоне какой-нибудь оперной дивы она петь не умеет. Ну так и в любом деле. Я достаточно хорошо общаюсь с футболистами. У нас же традиция хаять российский футбол: «Вот, мол, бездарности!». Но они же почему-то попали в команду, их туда взяли, значит за какие-то заслуги? Сколько в стране людей, умеющих играть в футбол? Я думаю, миллионы. Но взяли почему-то этих.

- У нас в стране все разбираются в футболе и в политике, как известно. А у вас на ТНТ всё меньше политических шуток. Почему?

— Да, сейчас поменьше политических шуток. Просто не ставится такая задача. Какой смысл ещё раз поднимать те же темы, которые мы уже поднимали миллион раз в политике. Нам всем всё понятно, более чем. От того, что я выйду и в сотый раз пошучу, что чиновники берут взятки, а власть у нас ведет себя как павлин. Это и так всем понятно. Это Россия, так и будет. Ничто не поменяется за один день. Если какие-то события происходят в политике, которые грех не отметить, то и шутки появляются. Например, мой любимый номер — про задержание полковника Захарченко и его 9 млрд. Там был прецедент, я о нем шутил. Сейчас таких прецедентов я не вижу, ждём событие.

- В последнее время молодежь стала интересоваться политикой…

— Кто-то нашел их кнопочку, на которую давит. На нас на всех есть кнопочки и на них всё время давят: в детстве родители, в институте преподы, на работе давит начальник, дома — жена или муж, из телевизора говорят, что в России всё хорошо, а там — на Западе — всё плохо. И это не только у нас, приезжаешь в Европу — там ровно наоборот.

- Есть у тебя любимые шутки об Уфе, Башкирии, Салавате Юлаеве?

— Теперь про Салавата Юлаева, после некоторых событий, шутить не принято на ТНТ. Для меня это странно.

- Каждый человек имеет право обидеться на всё что угодно.

— Это странно. Тем более когда вырывают фразу из контекста и пускают её в отдельное плавание — это тоже странно. Там же был контекст, в нём она не казалась такой обидной, но когда её оттуда вырвали — изменился и смысл. По большому счёту, когда такие шутки показываются, в них нет изначальной позиции и цели кого-то обидеть. Это может быть просто недосмотр или легкая позиция автора. Вот, например, есть шоу «Прожарка», надо мной там недавно очень жёстко шутили, но я же не обиделся. Хотя там были такие шутки, за которые морду можно набить, но этого же не произошло. Есть понимание, что есть формат, всего лишь формат и больше ничего.

- А как же знаменитые «три шурупа»? Это уже бренд.

— Опять же, каждый может интерпретировать его по-своему. Можно сказать «три шурупа», а можно — «три болта». На это тоже могут обидеться.

- Сколько лет живешь уже в Москве?

— Шесть лет.

- Тут сложнее?

— Нет, почему-то здесь мне гораздо легче, чем в Уфе. Я в Москву приехал с двумя тысячами рублей и наволочкой. И всё. Так и началось. Это был второй сезон Comedy Баттл. После него я спросил: «А что дальше?», не получив ответа, сказал: «Понял, сам буду разбираться».

- Много хороших людей встречал на своем пути?

— Да, и не только в творчестве. Со многими до сих пор хорошо общаюсь. Надо вовремя оказываться в нужном месте в нужное время. И у меня всегда это получалось, дай Бог так будет и дальше.

- Для тебя важнее быть свободным художником и самому находить деньги на проекты или ты бы мог поучаствовать в пропагандистском проекте?

— Свобода — это для меня всё. Есть моменты, когда перед тобой стоит выбор, условно говоря, ты делаешь так и у тебя всё хорошо, или ты делаешь по- другому — и у тебя не всё хорошо.

- На ТНТ есть цензура?

— Я не вправе отвечать на такие вопросы, потому что я просто артист телеканала. Думаю, что цензура есть не на канале, цензура есть в целом, она в голове. Ты понимаешь, что надо, что не надо делать. И всегда можно задать самому себе вопрос: «Ради чего?» Когда ты не можешь ответить на этот вопрос, значит и не надо было его задавать. Вот и всё.

- В этом году исполняется 100 лет Республике Башкортостан. Что бы ты пожелал жителям республики?

— Когда читаю новости о республике, почему-то мне на глаза попадается большое количество криминала. Для меня любой криминал связан с тем, что человек недоволен чем-то. То есть не хватает денег — пошёл воровать, взбесил тебя кто-то — поступил нехорошо по отношению к нему. С этой позиции я хочу пожелать жителям нашей республики быть в состоянии спокойствия, чтобы всё было хорошо. Потому что мы живем в 21 веке. Любые вопросы можно решить мирно и спокойно. Деньги можно заработать, а не украсть. С человеком можно договориться, а не убить. С девушкой можно получить бесплатный и обоюдный секс, а не насилие. Вот о чём я говорю. И когда это будет в голове у каждого из нас, что я могу не взять силой, а получить то, что хочу, заслуженно. Те или иные блага. Тогда всё будет хорошо! Я желаю каждому жителю нашей республики именно этого.

- Спасибо.

— Был рад.

Справка:

Сергей Кутергин, киноактер, стендап-комик. Родился в 1980 году в Уфе. На ТНТ впервые появился в шоу «Comedy Баттл» в 2012 году, где дошел до финала и получил право выступать в Comedy Club. Участник шоу «StandUp» на ТНТ.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях



Читайте также

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"