До выборов депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан осталось

Может ли автовокзал взимать плату за выдачу дубликатов билета на автобус?

В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее — УАТ) общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами определяются данным Законом. Кроме того, во исполнение ч. 1 ст. 3 УАТ постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — Правила).

Анализ приведенных нормативных правовых актов показывает, что заключение договора перевозки пассажира в регулярном сообщении, в том числе перевозки его автобусом, удостоверяется билетом (п. 2 ст. 786 ГК РФ, п. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 20 УАТ, п. 42 Правил). Общие правила продажи и использования билетов установлены ч. 5 ст. 20, ст. 24 УАТ, п.п. 49-53 Правил, требования к их форме и содержанию — ч.ч. 2-4 ст. 20 УАТ, п.п. 43-48 Правил, Приложение N 1 к Правилам, а порядок возврата провозной платы пассажиру — ст. 23 УАТ, п.п. 79-81 Правил.

Вместе с тем ни в одном из вышеприведенных нормативных правовых актов, регулирующих перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не установлены правила, регламентирующие порядок оформления дубликата билета, в том числе правила, касающиеся взимания платы за такое оформление.

По нашему мнению, это обусловлено, в частности, тем, что билеты, оформляющие заключение договора перевозки пассажира автомобильным транспортом, в том числе автобусом, по общему правилу не являются именными проездными документами, которые можно было бы восстановить при их утрате. Ведь из п. 47 Правил следует, что регулярные перевозки с использованием именных билетов осуществляются только в том случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации персональные данные о пассажирах подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах. А указанные базы, в свою очередь, при перевозках автомобильным транспортом формируются только тогда, когда такие перевозки осуществляются в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым (п. 4 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

Тем не менее действующее законодательство не устанавливает правил восстановления билетов на перевозку автомобильным транспортом даже для тех случаев, когда такие билеты являются именными.

Принимая во внимание вышеизложенное, в этой ситуации, на наш взгляд, следует руководствоваться положениями п. 2 ст. 784 ГК РФ, согласно которым, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное, условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон. Иными словами, это означает, что при отсутствии в законодательстве правил, регламентирующих те или иные условия перевозки, такие условия могут быть установлены договором перевозки.

В связи с этим необходимо учитывать, что договор перевозки пассажира автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок, как это следует из содержания п. 1 ст. 428 и ст. 786 ГК РФ, УАТ и Правил, относится к разновидностям договора присоединения, то есть договора, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. О правовой природе договора перевозки пассажиров как договора присоединения говорит и судебная практика (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2014 N 33-26129/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21.07.2015 по делу N 33-4918/2015).

В законодательстве отсутствует императивная норма, предусматривающая порядок опубликования условий договора перевозки пассажира (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2014 N 33-26129/14, а также апелляционное определение Дзержинского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 12.01.2017 по делу N 11-59/2017, решение Николаевский-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24.03.2016 по делу N 2-262/2016 и другие), поэтому условия такого договора могут быть в рассматриваемом случае доведены до сведения пассажира в том числе путем их опубликования на сайте перевозчика, размещения возле билетных касс автовокзала и другими подобными способами.

Таким образом, по нашему мнению, из вышеприведенных положений законодательства и правоприменительной практики следует, что перевозчик вправе в публикуемых им любым способом условиях договора перевозки пассажиров автобусами установить правило о том, что в случае выдачи пассажиру дубликата билета, оформляющего заключение договора перевозки, с пассажира взимается плата за оформление такого дубликата. Кроме того, в этом случае перевозчику необходимо указать размер такой платы или порядок его определения.

На наш взгляд, о возможности взимания такой платы косвенно свидетельствует также и норма п. 19 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 N 473, согласно которой в случае утраты или повреждения проездного документа (билета), оформленного на проезд в поезде (вагоне) от и до станции, расположенных на территории Российской Федерации (кроме поездов пригородного сообщения), производится восстановление проездного документа (билета). При этом за выполнение операции по восстановлению утерянного или испорченного проездного документа (билета) перевозчиком с пассажира взимается сбор.

Учитывая, что при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом, так же, как и при перевозках автомобильным транспортом, билет является документом, оформляющим заключение договора перевозки (ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 6 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом), по нашему мнению, к отношениям сторон договора перевозки автомобильным транспортом вышеприведенная норма может быть применена по аналогии закона в силу п. 1 ст. 6 ГК РФ.

Тем не менее в рассматриваемой ситуации прямое применение указанной нормы без закрепления в условиях договора перевозки размера платы, взимаемой за оформление дубликата билета, или порядка его определения, по нашему мнению, невозможно. Это связано с тем, что, помимо закрепления правила о взимании сбора за оформление дубликата билета законодательство в сфере железнодорожного транспорта на основании ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, устанавливает размеры такого сбора (п. 2.2.1.1 Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 27.07.2010 N 156-т/1, Приложение 28 к Тарифному руководству). Иными словами, условия восстановления железнодорожного билета, в том числе размер платы, взимаемый за такую услугу, заранее известны пассажиру.

Соответственно, принимая во внимание, что одностороннее изменение условий уже заключенного договора по общему правилу не допускается (ст. 310, ст. 450.1 ГК РФ), взимание платы в не установленном заранее размере за оформление дубликата билета на перевозку автобусом в регулярном сообщении, по нашему мнению, недопустимо. Поэтому такая плата может взиматься только в том случае, если ее размер или порядок его определения закреплены условиями договора перевозки.

В заключение отметим, что какой-либо правоприменительной практики, которая напрямую бы подтверждала или опровергала сделанные нами выводы, нам, к сожалению, обнаружить не удалось. В связи с изложенным рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями по заданному Вами вопросу в Министерство транспорта РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44




Читайте также




Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"