По какому производственному календарю можно работать, если федеральная государственная организация находится на территории Республики Башкортостан?

И в случае, если по республиканскому календарю, то выплаты за работу в дни республиканских праздников (Ураза-байрам, Курбан-байрам, День Республики) производятся за счет федерального бюджета или за счет прибыли организации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Работа работников организации в республиканские нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере, т.е. в порядке, установленном ст. 153 ТК РФ.

Учитывая, что отдельные судебные инстанции приходят к выводу о том, что работникам организаций госсектора, расположенных на территории субъекта РФ, но финансируемых из федерального бюджета, работа в республиканские нерабочие праздничные дни в виде повышенного размера оплаты не компенсируется, полагаем, что при осуществлении федеральным учреждением расходов на оплату указанных дней в повышенном размере за счет средств от приносящей доход деятельности риск возникновения разногласий с органами государственного финансового контроля минимален.

Обоснование позиции:

Единый для всех работодателей и работников перечень нерабочих праздничных дней на территории Российской Федерации установлен частью первой ст. 112 ТК РФ.

Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ могут регулировать трудовые отношения (часть первая ст. 5 ТК РФ). Статья 6 ТК РФ, разграничивающая полномочия органов власти в сфере регулирования трудовых отношений, не относит вопросы установления нерабочих праздничных дней к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Поэтому субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни путем принятия соответствующих нормативных актов (постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11).

Нерабочие праздничные дни в Республике Башкортостан определены в ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан" (далее — Закон N ВС-10/21). При этом указанный нормативный акт не регламентирует порядок оплаты предусмотренных ст. 1 Закона N ВС-10/21 нерабочих праздничных дней и порядок оплаты работы в эти дни. Какие-либо иные нормативные акты, принятые на уровне этого субъекта РФ, касающиеся этих вопросов, мы не обнаружили.

В соответствии с частью второй ст. 6 ТК РФ более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Как следует из письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.12.2016 N 14-2/ООГ-11369, поскольку введение субъектом РФ дополнительных нерабочих праздничных дней связано с выделением дополнительных средств из бюджета субъекта, решение вопросов об источниках финансирования и балансе рабочего времени должно найти разрешение в законодательном акте субъекта РФ (смотрите также п. 8 письма Минтруда от 10.07.2003 N 1139-21). При отсутствии соответствующего законодательного акта, регулирующего эти вопросы, и действующего на территории субъекта РФ, установившего свои нерабочие праздничные дни, некоторые суды приходят к выводу о том, что работникам, работающим в организациях, расположенных на территории субъекта РФ, но финансируемых из федерального бюджета, этот день не оплачивается, и работа в такие дни не компенсируется в виде повышенного размера оплаты (апелляционном определении СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28.02.2012 по делу N 33-2864/13; определение Верховного Суда Республики Татарстан от 17.04.2013 по делу N 77-465/2013).

В апелляционном определении СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 05.02.2015 по делу N 33-1589/2015 суд пришел к выводу о том, что к вопросам исключительного ведения РФ относятся федеральный бюджет и федеральная государственная служба, субъекты РФ не имеют полномочий распоряжаться федеральным бюджетом, принимать правовые нормы, регулирующие порядок прохождения федеральной госслужбы. Поэтому установление нерабочих праздничных дней на основании актов субъектов РФ для работников, оплата труда которых производится за счет средств федерального бюджета, противоречит Конституции РФ и федеральным законам. При этом суд не квалифицировал отсутствие работника, не ознакомившегося с приказом работодателя о том, что день проведения праздника Ураза-байрам является рабочим, в качестве прогула. Тем самым, на наш взгляд, суд фактически признал право работника, работающего на территории Республики Башкортостан в организации, финансируемой из федерального бюджета, не работать в нерабочий праздничный день, установленный Законом N ВС-10/21, хоть и при условии неосведомленности работника о решении работодателя работать в этот день.

Однако в самом Законе N ВС-10/21 не указывается на обязательность его положений только для определенных категорий работодателей, равно как и не установлено для других работодателей право не учитывать его положения в зависимости от источника финансирования деятельности организаций-работодателей. Согласно части второй ст. 13 ТК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ. При этом законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам, а нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (ст. 5 ТК РФ). Поскольку указанный Закон N ВС-10/21 об установлении нерабочих праздничных дней является действующим законодательным актом, и не признан не соответствующим положениям Трудового кодекса РФ, мы считаем, что его нормы распространяются на любых работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Башкортостан.

При этом буквальное толкование нормы части второй ст. 6 ТК РФ не позволяет нам сделать вывод о том, что нормативный акт субъекта РФ, улучшающий положение работников, трудящихся на территории этого субъекта, не имеет юридической силы, если порядок обеспечения такого улучшения за счет соответствующего бюджета не был урегулирован на законодательном уровне. В этой норме говорится лишь о необходимости урегулировать этот вопрос на уровне субъекта РФ. По нашему мнению, отсутствие в Законе N ВС-10/21 указания на порядок обеспечения расходов на оплату нерабочих праздничных дней, и на оплату работы в эти дни за счет средств бюджета, не освобождает работодателя от обязанности соблюсти нормативно-правовой акт субъекта РФ о предоставлении работникам нерабочих праздничных дней. Поскольку специальный порядок оплаты работы в нерабочие праздничные дни, предусмотренные ст. 1 Закона N ВС-10/21, не установлен, на наш взгляд, в рассматриваемом случае должны действовать общие нормы Трудового кодекса РФ об оплате нерабочих праздничных дней и о предоставлении гарантий и компенсаций за работу в нерабочие праздничные дни (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 26.05.2011).

Таким образом, мы считаем, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней, предусмотренных ст. 1 Закона N ВС-10/21, не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад) (часть четвертая ст. 112 ТК РФ); а если работники привлекались к работе в эти дни, то их работа должна оплачиваться в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Указанная в ответе судебная практика свидетельствует о том, что контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по вопросу об оплаты работы сотрудников федеральной государственной организации в республиканские нерабочие праздничные дни.

Принимая решение о выборе источника финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой труда работников в повышенном размере в республиканские нерабочие праздничные дни, федеральному бюджетному учреждению следует учитывать, что соответствии с положениями ст. 31 БК РФ одним из принципов бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов, который означает, в том числе, недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ. Соответственно, осуществление дополнительных расходов, обусловленных положениями закона субъекта РФ, на территории которого расположено учреждение, за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в том числе в целях финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания, существенно увеличивают риск возникновения разногласий с органами государственного финансового контроля по вопросу нецелевого использования субсидии.

Учитывая, что отдельные судебные инстанции приходят к выводу о том, что работникам организаций госсектора, расположенных на территории субъекта РФ, но финансируемых из федерального бюджета, работа в республиканские нерабочие праздничные дни в виде повышенного размера оплаты не компенсируется, полагаем, что при осуществлении федеральным учреждением расходов на оплату указанных дней в повышенном размере за счет средств от приносящей доход деятельности риск возникновения разногласий с органами государственного финансового контроля минимален.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Трошина Татьяна

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"