Организация осуществляет расчеты в отдаленных от сетей связи местностях. Какие кассовые документы нужно при этом оформлять?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники не установлено оформление каких-либо первичных учетных документов кроме фискальных документов, указанных в п. 4 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ (отчета об открытии смены, кассовых чеков (бланков строгой отчетности), отчетов о закрытии смены и т.д.). При этом в Законе N 54-ФЗ упоминается, что при осуществлении налоговыми органами контроля и надзора за применением ККТ пользователи должны представить им "документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники". Однако разъяснений, что понимается под такими документами, не обнаружено.

При этом пользователи онлайн-касс и ККТ, работающей в автономном режиме, не обязаны заполнять применяемые ранее формы первичной учетной документации по контрольно-кассовой технике, в частности журнал кассира-операциониста, справку-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации.

При необходимости организации могут самостоятельно разработать и утвердить формы первичных документов, связанные с применением ККТ, например для целей бухгалтерского учета. Кроме того, не запрещено применять формы первичной документации, которые могут соответствовать формам КМ, приведенным в Постановлении N 132.

Кассовая книга, приходные и расходные ордера оформляются в прежнем порядке.

Обоснование вывода:

Для начала отметим, что согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее — Закон N 54-ФЗ) в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными приказом Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 N 616, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ (далее — отдаленные местности), пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (далее — ККТ, работающая в автономном режиме).

Организации, индивидуальные предприниматели и пользователи, осуществляющие расчеты в отдаленных местностях не обязаны представлять информацию и документы в электронной форме в соответствии с Законом N 54-ФЗ в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники (п. 4 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).

Это означает, что налоговые органы не смогут осуществлять контроль соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники удаленно, используя доступ к кабинету ККТ*(1).

Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ пользователям вменяется в обязанность:

— представлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;

— обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ней и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять указанным должностным лицам документацию на них.

Однако в Законе N 54-ФЗ не расшифровывается, что относится к упомянутым документам и документации.

При этом новый порядок не предусматривает необходимости оформления кассовых документов для проверки налоговыми органами, поскольку вся необходимая информация хранится в фискальном регистраторе и предоставляется налоговому органу либо по запросу, либо при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя (п. 14 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).

Отметим, что официальных разъяснений по вопросу необходимости оформления каких-либо документов, помимо перечисленных в п. 4 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ, при осуществлении расчетов с применением ККТ, работающей в автономном режиме, не обнаружено.

При этом Минфин России в письме от 04.04.2017 N 03-01-15/19821 разъяснил, что Закон N 54-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не предусматривают применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". В связи с чем данное постановление не подлежит обязательному применению (письма Минфина России от 16.09.2016 N 03-01-15/54413, ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@).

Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее — Типовые правила), также не подлежат обязательному применению (письмо Минфина России от 01.06.2017 N 03-01-15/34152).

В письме ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@ специально подчеркнуто такое преимущество перехода на новый порядок применения ККТ, как отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ).

Соответственно, пользователи онлайн-касс и ККТ, работающих в автономном режиме, не обязаны заполнять утвержденные ранее формы первичной документации по контрольно-кассовой технике, в частности журнал кассира-операциониста, справку-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации. Однако при необходимости организация может использовать Справку-отчет кассира-операциониста по форме N КМ-6 либо разработать собственные формы кассовых документов, содержащих все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

По новым правилам контрольно-кассовая техника должна обеспечивать формирование, в частности, отчета об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов — отчет о закрытии смены (п. 2 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ). Указанные фискальные документы формируются в электронном виде и хранятся в фискальном накопителе, а при необходимости могут быть распечатаны на бумажном носителе (п. 1 ст. 4, п. 4 ст. 4.1 и п. 3 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).

Кроме этого, необходимо оформлять кассовые документы, предусмотренные Указанием N 3210-У*(2):

— приходные кассовые ордера 0310001,

— расходные кассовые ордера 0310002 и

— кассовую книгу 0310004.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) В рамках осуществления контроля и надзора налоговые органы вправе проводить:

— проверки применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе удаленные проверки (по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов) (абз. 4 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ);

— проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем контрольной закупки (абз. 5 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ);

— проверку правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ (абз. 9 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ).

*(2) В настоящее время существует проект указания Банка России о внесении изменений в Указание N 3210-У (подготовлен Банком России 02.05.2017 г.). В частности, в пункте 4 Указаний N 3210-У предполагается подпункт 4.1 изложить в следующей редакции: "Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее — кассовые документы). Приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"_".

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"