Организация решила использовать в работе Яндекс.Кассу. Должна ли она устанавливать контрольно-кассовую технику?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация при приеме денежных средств с использованием Яндекс.Кассы от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также — ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа (далее — РЭСП) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении РЭСП, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее также — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Под пользователем для целей Закона N 54-ФЗ понимается организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Таким образом, в Законе N 54-ФЗ под РЭСП в сети Интернет понимаются расчеты с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов.

При этом Закон N 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа для целей данного закона. С точки зрения Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее — Закон N 161-ФЗ) электронное средство платежа — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ)*(1).

Операторами электронных денежных средств (далее также — операторы) могут быть кредитные организации, в том числе небанковские, имеющие право на перевод денежных средств без открытия счетов (п. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).

Таким образом, под действие Закона N 54-ФЗ попадают не только наличные расчеты, но и:

— расчеты с использованием банковских карт — как лично на месте расчета, так и посредством сети Интернет;

— расчеты с использованием электронных денег, которые также относятся к денежным средствам (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

В дальнейшем будем исходить из того, что получаемые предприятием через Интернет платежи физических лиц (в частности через Яндекс.Кассу), осуществленных с использованием небанковской кредитной организации, являются РЭСП и подпадают под регулирование п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ.

Налоговые органы также считают, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ (письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1848@). В письмах Минфина России от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@ указано, что согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. В этой связи представлен вывод о том, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

Следовательно, продавцу необходимо отражать средства, получаемые с использованием РЭСП, в своей онлайн-кассе (здесь имеется в виду ККТ) и выдавать физическим лицам кассовый чек в электронной форме.

При этом финансовые органы отмечают, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса. Однако подробностей, как организовать РЭСП через специальную онлайн-кассу, финансисты не приводят и по вопросам технической реализации РЭСП рекомендуют обратиться в ФНС России (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11618).

Вместе с тем согласно требованиям ст. 3 Закона N 54-ФЗ в реестре кассовой техники необходимо указывать информацию о том, что касса пригодна для осуществления РЭСП в сети Интернет. Следовательно, для таких расчетов должны быть разработаны специальные модели ККТ. При их приобретении и регистрации в налоговом органе нужно делать специальную пометку (ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ). Применяются такие ККТ в составе автоматических устройств, в них могут отсутствовать элементы печати фискальных документов (ст. 4 Закона N 54-ФЗ).

К сведению:

Пользователь обязан обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных (далее — ОФД) с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

При этом одной из обязанностей ОФД является осуществление (в случае, если это предусмотрено договором между оператором фискальных данных и пользователем) передачи кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) с указанием в качестве адреса электронной почты отправителя адреса электронной почты оператора фискальных данных (ч. 2 ст. 4.5 Закона N 54-ФЗ).

Таким образом, для исполнения требования п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ о передаче покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов, договором между предпринимателем и ОФД должна быть установлена обязанность последнего передавать чеки покупателям (клиентам) предпринимателя на адрес, указываемый в чеке. Напомним, что одним из обязательных реквизитов кассового чека является "абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен" (п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).

С некоторыми рекомендациями и разъяснениями по применению Яндекс.Кассы можно ознакомиться в Интернете по адресу: https://kassa.yandex.ru/blog/receipt.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы устанавливает Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной е системе" (далее — Закон N 161-ФЗ). В соответствии с п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ под электронными денежными средствами понимаются денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Особенности перевода электронных денежных средств урегулированы ст. 7 Закона N 161-ФЗ. При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору на основании заключенного с ним договора (ч. 1 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств, а в отдельных случаях — на основании требований получателей средств (ч. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Если перевод осуществляется с использованием предоплаченной карты (платежной карты, предоставленной клиенту оператором, которая используется для перевода электронных денежных средств либо в установленных законом случаях для перевода денежных средств на банковские счета или выдачи их наличными), электронные денежные средства переводятся в срок не более 3 рабочих дней после принятия оператором распоряжения клиента. Более короткий срок может быть предусмотрен договором между оператором и клиентом либо правилами платежной системы (п. 26 ст. 3, ч.ч. 10, 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Упомянутые выше действия оператора, путем совершения которых осуществляется перевод электронных денежных средств, могут совершаться неодновременно, если такая возможность использования электронных средств платежа предусмотрена договором между оператором и клиентом. Эта возможность может быть реализована при условии, что плательщиком является гражданин, а получателем средств — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Такой порядок действий именуется автономным режимом использования электронного средства платежа (ч. 12 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

После перевода электронных денежных средств оператор обязан незамедлительно уведомить клиента об исполнении его распоряжения о переводе (ч. 13 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств. В свою очередь, окончательным перевод считается в момент выполнения оператором распоряжения клиента или, если электронное средство платежа используется в автономном режиме, перевод считается окончательным после того, как оператор учтет информацию о совершенных операциях, переданную получателем электронных денежных средств; такая информация передается получателем и учитывается оператором не позднее окончания рабочего дня оператора (ч.ч. 15, 16, 17 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"