Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89 ↑

EUR 69.42 ↓

16 декабря Суббота

Уфа   °

Можно ли считать рекламой бегущую строку, содержащую перечень товаров, продаваемых в магазине, расположенную на стене здания?

Можно ли считать рекламой бегущую строку, содержащую перечень товаров, продаваемых в магазине, без указания их свойств, расположенную на стене здания, в котором находится магазин?

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Закон N 38-ФЗ) рекламой признаётся информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объектом рекламирования могут являться товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ одной из форм распространения рекламы являются в том числе электронные табло, размещенные на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.

Вместе с тем следует иметь в виду, что законодательство о рекламе не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, а также на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (п.п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ).

В частности, из п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее — Закон N 2300-I) следует, что продавец (исполнитель) в обязательном порядке размещает на своей вывеске информацию о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы. Помимо этого, если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должны быть доведены информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство (п. 2 ст. 9 Закона N 2300-I). Ряд требований к обязательно доводимой до потребителя информации предусмотрен и другими законами (смотрите, например, ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и другие).

Отметим, что сведения о том, какие именно товары, работы, услуги продает, выполняет или оказывает продавец или исполнитель, чья деятельность не требует получения лицензии или государственной аккредитации, не входят в перечень сведений, подлежащих обязательному размещению на вывесках или доведению до потребителя в силу закона. Однако необходимо помнить, что отношения продавца (исполнителя) и потребителя регулируются также гражданским законодательством, одним из источников которого согласно ст. 5 ГК РФ являются обычаи, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренные законодательством правила поведения. В связи с этим правоприменительная практика и контролирующие органы приходят к выводу о том, что сведения, подлежащие размещению на вывесках или доведению до потребителя иным способом в силу обычая, также не являются рекламой (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", п. 1 письма ФАС от 16.03.2006 N АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации").

Поэтому размещение в месте осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя сведений о видах реализуемых ими товаров, оказываемых ими услуг признается обычаем и не относится к рекламе (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 N 03АП-659/16, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 N 19АП-6996/14, Обзор судебной практики по делам, рассмотренным Арбитражным судом Липецкой области в апреле 2012 года), в том числе и в случаях, когда такой перечень товаров и услуг доводится до сведения потребителя путем использования светового табло "бегущая строка" (смотрите, например, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 N 12АП-3922/16).

Тем не менее необходимо помнить, что по смыслу п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 информация не может относиться к рекламе, если она как по форме, так и по содержанию преследует цели, не совпадающие с теми, на достижение которых направлена реклама.

В связи с этим в тех случаях, когда предлагаемая потребителю информация о товарах, реализуемых продавцом, содержит, например, указание на конкретные торговые марки, наименования соответствующих товаров, их цены, такая информация признается рекламной, так как направлена на привлечение внимания потребителя к конкретному товару (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 N 13АП-8065/16). Аналогичные выводы делаются и в том случае, когда информация о реализуемых продавцом товарах по своему содержанию хотя и соответствует информационной цели, но размещается не непосредственно в месте нахождения продавца, а на некотором удалении от него. В этом случае такая информация признается рекламой, направленной на привлечение интереса к самому продавцу (смотрите, например, письмо ФАС от 13.02.2015 N АД/6320/15 "О разграничении понятий вывеска и реклама").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть