Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Как оспорить завышенную кадастровую стоимость владельцу недвижимости?

С 01.01.2015 в РФ вводится новый порядок расчета налога на имущество физических лиц.

Как оспорить завышенную кадастровую стоимость владельцу недвижимости (Челябинская область)?

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не установлена единая дата начала применения на территории этого субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Статьей 1 Закона Челябинской области от 28.10.2015 N 241-ЗО установлено, что на территории Челябинской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется с 01.01.2016.

Согласно части третьей ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее — Закон N 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью для целей этого Закона понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 того же Закона.

Частью второй ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также — комиссия).

В соответствии с частью одиннадцатой ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться, в частности, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц (часть тринадцатая ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Таким образом, физическое лицо — собственник объекта недвижимого имущества не лишен права оспорить результаты кадастровой стоимости этого объекта. Основанием для предъявления такого требования, с нашей точки зрения, может быть, в частности, то обстоятельство, что превышение кадастровой стоимости недвижимости над ее рыночной стоимостью приводит к увеличению размера налоговых обязательств этого физического лица как налогоплательщика налога на имущество физических лиц (п. 3 ст. 3, ст.ст. 400, 403 НК РФ).

При этом физическое лицо вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества по своему выбору в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. В случае, если физическое лицо решает обратиться с соответствующим требованием в суд, предварительное обращение с аналогичным требованием в комиссию не является обязательным (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, далее — Постановление N 28).

Приказом Росреестра от 26.10.2012 N П/476 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области.

В Челябинской области административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подсудны областному суду (п. 15 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ)).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении такого объекта его рыночной стоимости, помимо заявления о пересмотре кадастровой стоимости, заявитель, являющийся собственником этого имущества, представляет в комиссию следующие документы:

— кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

— подготовленный оценщиком отчет об оценке недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (часть первая ст. 11, часть шестнадцатая ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Кроме того, к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости могут быть приложены иные документы (часть восемнадцатая ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления (часть девятнадцатая ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Для оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости физическое лицо (административный истец) подает в суд административное исковое заявление. Такое заявление может быть подано не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.ч. 1, 3 ст. 245 КАС РФ).

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

— об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;

— об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии (п. 2 Постановления N 28).

Если физическое лицо оспаривает кадастровую стоимость путем предъявления требования об установлении в отношении недвижимости ее рыночной стоимости, административными ответчиками в деле будут государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (п. 7 Постановления N 28)*(1).

К административному исковому заявлению об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, поданному собственником объекта недвижимости, должны быть приложены следующие документы:

— кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (сведения о дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах);

— нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

— подготовленный оценщиком отчет об оценке недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа.

Если Минэкономразвития России будет предусмотрено обязательное проведение экспертизы отчета оценщика, к упомянутому заявлению также должно быть приложено положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки установленным требованиям (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, п. 11 Постановления N 28).

При подаче физическим лицом в суд административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, п. 30 Постановления N 28).

При рассмотрении требования об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере, равном его рыночной стоимости, индивидуальная рыночная стоимость такого имущества подлежит доказыванию путем предоставления относимых, допустимых и достаточных доказательств. Как показывает судебная практика, при этом суд принимает во внимание, в частности, сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости, содержащиеся в отчете оценщика, наличие положительного заключения по результатам экспертизы этого отчета, подготовленное экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков (решение Челябинского областного суда от 06.10.2015 по делу N 3а-407/2015, определение Челябинского областного суда от 06.10.2015 по делу N 3а-3, решение Челябинского областного суда от 28.09.2015 по делу N 3а-396/2015, решение Челябинского областного суда от 15.09.2015).

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления N 28). Это означает, что, если физическое лицо подаст в 2016 году административное исковое заявление об установлении в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости рыночной стоимости такого объекта и суд удовлетворит иск, новая кадастровая стоимость будет применяться для целей исчисления налога на имущество физических лиц за 2016 год при условии, что сведения о такой кадастровой стоимости будут внесены в государственный кадастр недвижимости (ст. 405, п. 1 ст. 408 НК РФ).

*(1) В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утверждено постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457) функции по государственной кадастровой оценке возложены на Росреестр.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть