Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Как следует поступить при утере трудовой книжки?

<b>Бывший сотрудник спустя год после увольнения пришел с требованием внести запись о трудовой деятельности в организации в связи с утерей трудовой книжки. Он не просит выдать дубликат, а просит внести запись в имеющуюся у него вторую трудовую книжку.</b>

<b>Можно ли вписать запись во вторую трудовую книжку, или работодатель обязан оформить дубликат?</b>

В соответствии с частью первой ст. 66 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе (часть четвертая ст. 66 ТК РФ).

Как следует из положений ст. 66 ТК РФ, Правил и Инструкции по заполнению трудовых книжек (утверждена постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, далее — Инструкция), на каждого работника ведется только одна трудовая книжка. В силу различных причин у работника может оказаться две или более трудовые книжки, но обязанность работодателя вносить одни и те же записи в несколько трудовых книжек законодательство не предусматривает.

В связи с утерей работником трудовой книжки существуют две различные процедуры: оформления новой трудовой книжки и выдачи дубликата трудовой книжки. В силу части пятой ст. 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. При этом, поскольку законодательством не установлено иное, записи в эту трудовую книжку вносятся в обычном порядке, предусмотренном Правилами и Инструкцией, которые не указывают на обязанность работодателя в этом случае вносить в трудовую книжку сведения, относящиеся к предшествующим периодам работы у других работодателей. Иными словами, в этом случае работодатель начинает вести трудовую книжку заново без внесения в нее сведений о предыдущих местах работы.

Дубликат трудовой книжки оформляется работодателем по последнему месту работы на основании заявления работника в случае утраты им трудовой книжки. В данной ситуации в дубликат трудовой книжки вносятся сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами, а также сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы. При этом работник должен предъявить оригиналы документов, подтверждающих стаж работы (п.п. 31, 32 Правил, раздел 7 Инструкции).

Как видим, при оформлении дубликата трудовой книжки работодатель по последнему месту работы вносит в этот дубликат сведения о работе не только у него, но и у предыдущих работодателей на основании подтверждающих документов, представленных работником: трудовых договоров, выписок из приказов, справок, выданных по прежним местам работы и т.д.

В рассматриваемой ситуации работник обратился к бывшему работодателю с просьбой не об оформлении дубликата трудовой книжки, а о внесении записи о работе (только у этого работодателя) в имеющуюся у него трудовую книжку, которая ранее данному работодателю не предъявлялась. Оформлять дубликат трудовой книжки по собственной инициативе работодатель не вправе. Однако у него нет правовых оснований вносить запись о работе во вторую трудовую книжку, поскольку ведение двух трудовых книжек одного работника законодательством не предусмотрено.

Поэтому, с нашей точки зрения, в данном случае следует разъяснить бывшему работнику, что он вправе обратиться с заявлением об оформлении дубликата трудовой книжки, если она была им утрачена, предоставив работодателю по последнему месту работы документы, которые подтверждают наличие у него стажа работы, относящегося к периодам, которые предшествуют работе у этого работодателя. Если этот работник поступает на работу к новому работодателю, он вправе заявить ему о необходимости оформления новой трудовой книжки в связи с утерей ранее выданной. Причем эту трудовую книжку начинает вести новый работодатель, а работодатель по последнему месту работы никакие записи в нее не вносит.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть