Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Можно ли назначить доплату сотруднику за работу, выполняемую им за сотрудника, находящегося в отпуске?

<b>Является ли нарушением установление доплаты главному бухгалтеру за выполнение обязанностей бухгалтера в период его очередного отпуска (выполнение обязанностей бухгалтера в его отсутствие не предусмотрено должностными обязанностями главного бухгалтера, рабочее время по обеим должностям совпадает)?</b>

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Главному бухгалтеру необходимо производить доплату за выполнение обязанностей бухгалтера в период его отсутствия. Размер доплаты устанавливается по соглашению работника с работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Обоснование вывода:

По общему правилу работодателю запрещено требовать от своих работников выполнения работы, на которую они не давали согласия при заключении трудового договора (ст. 60 ТК РФ). Однако в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности). Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (часть третья ст. 60.2 ТК РФ).

Согласно положениям части первой ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника обязательно должна производиться доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Исключений из этого правила для отдельных категорий профессий закон не содержит. Трудовым законодательством не ограничен размер доплаты, однако определяться он должен с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Таким образом, поручение работнику дополнительной работы без соответствующей доплаты является нарушением трудового законодательства.

Отметим, что ранее пп. "а" п. 15 постановления Совета Министров СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (далее — Постановление N 1145) запрещал главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям совмещать профессии (должности). Однако решением Верховного Суда РФ от 20.10.2003 N ГКПИ03-1072 пп. "а" п. 15 Постановления N 1145 в части слов "главных специалистов, руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей" был признан недействующим. А постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признано недействующим Постановление N 1145 в целом.

Таким образом, главный бухгалтер имеет право выполнять по поручению работодателя в течение рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, обязанности временно отсутствующего работника (бухгалтера) и требовать оплаты такой работы. Сказанное подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, определение Пензенского областного суда от 20.11.2007 N 33-2146).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть