Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Может ли ночной клуб отказать в обслуживании посетителю?

Ночной клуб оказывает досугово-развлекательные услуги, а также услуги общественного питания.

Может ли клуб отказать в обслуживании посетителю (в каких случаях)?

Может ли клуб отказать в обслуживании посетителю в связи с нахождением его в состоянии алкогольного опьянения?

Прежде всего отметим, что предоставление юридическим лицом физическому лицу комплекса услуг досугово-развлекательного характера, а также услуг общественного питания в силу ст. 779 ГК РФ регулируется положениями о договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В частности, заключение договора возмездного оказания услуг является обязательным для стороны в том случае, если она, оказывая такие услуги, осуществляет предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, а характер данной деятельности подразумевает, что указанные услуги должны оказываться любому лицу, которое обратится к данной стороне (п.п. 1 и 3 ст. 426 ГК РФ). Единственным основанием, которое освобождает вышеуказанную сторону от обязанности заключить такой договор, является объективная невозможность оказать потребителю соответствующие услуги.

Таким образом, исходя из вышеизложенного в том случае, если ночной клуб по характеру своей деятельности оказывает свои услуги неограниченному кругу лиц, он не вправе отказать в обслуживании гражданину, за исключением случаев, когда он по тем или иным объективным причинам не в состоянии предоставить ему соответствующие услуги.

Отказ в обслуживании по иным причинам, в том числе и по тому основанию, что посетитель находится в состоянии алкогольного опьянения, в судебной практике преимущественно расценивается как нарушение п. 3 ст. 426 ГК РФ (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20.01.2014 по делу N 33-299/2014, решение Советского районного суда г. Нижний Новгород по делу N 2-1515/2011).

Вместе с тем следует иметь в виду, что отношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином, которому они предоставляют за плату услуги, не связанные с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности, регулируются также Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее — Закон N 2300-I).

Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Так, в отношении публичного договора по оказанию услуг общественного питания на сегодняшний день действуют Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (далее — Правила).

В свою очередь, п. 5 данных Правил предусмотрено, что исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

На этом основании суды делают вывод о том, что ночные клубы, оказывающие услуги общественного питания, вправе устанавливать правила поведения своих посетителей, в том числе не допускать на территорию клуба лиц в состоянии алкогольного опьянения (смотрите, например, решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27.11.2012 по делу N 2-8038/12, решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.07.2014).

При этом особо отмечается, что данные правила поведения посетителей должны быть надлежащим образом закреплены в соответствующем документе и в силу положений ст. 10 Закона N 2300-I и п. 12 Правил надлежаще доведены до сведения потребителя как неотъемлемая часть информации об оказываемых организацией услугах.

Тем не менее, принимая во внимание тот факт, что ни Закон N 2300-I, ни Правила не содержат четких критериев относительно того, какие ограничения на оказание услуг общественного питания вправе установить исполнитель, соответствие таких ограничений законодательству РФ может быть предметом судебного спора в каждом отдельно взятом случае.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть