Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

К какому типу ремонта относится ремонт протечки кровли – к текущему или капитальному?

Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 управляющая компания должна выполнять проверку кровли на отсутствие протечек, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, управляющая компания должна незамедлительно их устранять, а в остальных случаях — разработать план восстановительных работ (при необходимости), произвести восстановительные работы. Согласно положениям ст. 166 ЖК РФ капитальный ремонт включает в себя ремонт крыши.

В настоящее время в жилом доме планируется произвести восстановление части кровли в нескольких местах, где выявлена течь, и устранить причины аварийного состояния фронтона. Жильцы требуют выполнить данный ремонт как текущий за счет ежемесячных платежей на содержание и ремонт общего имущества собственников жилья.

Проведение ремонта крыши и фронтона при установлении на общем собрании собственников размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома, в котором имеется 30 жилых и нежилых помещений, не учитывалось. Средств, собранных жильцами на содержание и текущий ремонт общего имущества дома, для ремонта крыши и фронтона недостаточно.

Какой ремонт (части кровли) должна произвести управляющая организация в рамках обслуживания и содержания многоквартирных домов, а какой ремонт должен производиться за счет фонда капитального ремонта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации управляющая организация за счет имеющихся средств должна в течение предусмотренного нормативными актами времени устранить протечки кровли, а также привести фронтон крыши в состояние, соответствующее требованиям законодательства и обеспечивающее безопасность жильцов дома. Данные работы относятся к работам, производимым при текущем ремонте жилого дома. Расходы управляющей организации, связанные с выполнением этих работ, возмещаются собственниками помещений в доме. Решение о внесении собственниками помещений дополнительной платы на текущий ремонт кровли и фронтона крыши принимается общим собранием собственников помещений по предложению управляющей организации.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 28, подп. "а" п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения в том числе платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией). Кроме того, для собственников жилых помещений в составе платы за жилое помещение предусмотрены взносы на капитальный ремонт (п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

В ч. 1 ст. 166 ЖК РФ приведен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который включает в себя в том числе и ремонт крыши (п. 3 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ), а также ремонт фасада (п. 5 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ). При этом законодатель не детализирует, какие конкретно работы относятся к капитальному ремонту.

Нормативные ориентиры для отнесения тех или иных работ к капитальному и текущему ремонту дают Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее — Правила N 170), а также Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденные приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее — ВСН 58-88(р)), Ведомственные строительные нормы ВСН 53-86(р) "Правила оценки физического износа жилых зданий", утвержденные приказом Госстроя СССР от 24.12.1986 N 446 (далее — ВСН 53-86(р)), Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденное Госстроем РФ (далее — МДК 2-04.2004).

Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. При капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов и оборудования жилого дома, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные (п. 2.4.2 Правил N 170, п. 21 Правил 491). Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, приведен в Приложении 8 к Правилам N 170, в числе которых поименован ремонт крыш, фасадов до 50% (п. 3 Приложения 8 к Правилам N 170).

Иными словами, капитальный ремонт предполагает фактически полную замену вследствие нормального износа основных конструкций дома, дверей, окон, полов, ремонт центрального отопления, водопровода, канализации, ванного оборудования, мусоропровода, газооборудования, кухонных плит, электропроводки до ввода в квартиру и прочее.

Текущий ремонт здания, в отличие от капитального, включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) отдельных элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел II Правил N 170, приложение 1 ВСН 58-88(р)). Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, указан в Приложении 7 к Правилам N 170.

Пунктом 4.1 ВСН 58-88(р) установлено, что текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в приложении 3 ВСН 58-88(р), а перечень основных работ по текущему ремонту — в приложении 7 ВСН 58-88(р), приложении 7 Правил N 170, приложении 2 МДК 2-04.2004, в который, в частности, входят все виды работ по устранению неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель из штучных материалов (кроме полной замены покрытия), включая узлы примыкания к конструкциям покрытия парапетов, колпаки и зонты над трубами и прочие места проходов через кровлю, стояков, стоек и т.д. (п. 3 "Крыши" приложения 7 ВСН 58-88(р)), а также работы по частичной замене рулонного ковра и замене (восстановлению) отдельных участков безрулонных кровель (п.п. 5 и 6 "Крыши" приложения 7 ВСН 58-88(р)).

То есть, по смыслу приведенных норм, ликвидация протечек кровли (кроме полной замены покрытия) отнесена к текущему ремонту. При этом согласно приложению 6 ВСН 58-88(р), а также Приложению N 2 к Правилам N 170 протечки кровли должны быть устранены в течение суток с момента их выявления.

Отметим, что обязанность по обеспечению исправного состояния кровли и защите от увлажнений конструкций от протечек кровли лежит на организации по обслуживанию жилищного фонда (п. 4.6.1.1 Правил N 170). Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. N 13АП-2п059/15).

В отношении ремонта стен (применительно к фронтону крыши) в перечень работ по текущему ремонту входят работы по заделке трещин, расшивке швов, восстановлению, облицовке и перекладке отдельных участков кирпичных стен площадью до 2 кв. метров (п. 1 "Стены" приложения 7 ВСН 58-88(р)). Таким образом, ремонт фронтона в описанном случае также относится к ремонту текущему.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации управляющая организация за счет собранных средств на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома должна в течение предусмотренного нормативными актами времени устранить протечки кровли, а также привести фронтон крыши в состояние, соответствующее требованиям законодательства и обеспечивающее безопасность жильцов дома. Данные работы относятся к работам, производимым при текущем ремонте жилого дома. Расходы управляющей организации, связанные с выполнением этих работ, возмещаются собственниками помещений в доме. Решение о внесении собственниками помещений дополнительной платы на текущий ремонт кровли и фронтона крыши, если её недостаточно, принимается общим собранием собственников помещений по предложению управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). Вопрос о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается простым большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 18 Правил N 491). При этом надлежит учитывать, что поскольку отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регулируются договором управления многоквартирным домом, тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность управляющей организации (п. 3.3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Также не является таким обстоятельством сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ. В любом случае управляющая организация обязана предпринять все зависящие от нее меры по соблюдению соответствующих норм и правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 N 04АП-3824/13).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Глебов Валерий

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть