Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.87 ↓

EUR 68.69 ↓

7 декабря Среда

Уфа   °

Нужно ли ИП иметь печать?

ИП выиграл конкурс на поставку перчаток для учреждения, прислал товарную накладную без печати.

Нужно ли ИП иметь печать? Может ли учреждение принять товарную накладную к бухгалтерскому (бюджетному) и налоговому учету? Не возникнут ли у учреждения проблемы с налоговой инспекцией в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательством не установлена обязанность индивидуального предпринимателя иметь печать.

Отсутствие оттиска печати индивидуального предпринимателя на товарной накладной не является нарушением и не препятствует принятию такой накладной к учету и признанию расходов при налогообложении прибыли.

Обоснование вывода:

Гражданское законодательство прямо не предусматривает обязанность индивидуального предпринимателя (далее также — ИП) иметь печать. В частности, ст. 23 ГК РФ, определяющая правовой статус ИП, не содержит такого требования. Анализ норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" показывает, что обязанность ИП иметь печать не установлена.

В судебной практике также высказывается мнение о том, что, поскольку законодательство не содержит прямого требования о наличии печати у предпринимателя, ее наличие остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя (смотрите постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 N 17АП-7016/13).

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" внесены изменения в ряд законодательных актов, направленные на отмену обязательности использования печати хозяйственными обществами. Такое использование теперь необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Для целей налогообложения под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Требования к оформлению первичных документов установлены нормами ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Документ, содержащий перечисленные в этой норме реквизиты, считается соответствующим требованиям законодательства (смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Оттиск печати в перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа не включен.

Обратите внимание, что и в п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в перечне обязательных реквизитов первичного документа оттиск печати не упомянут. Поэтому отсутствие оттиска печати поставщика в товарной накладной (при наличии в этом документе обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ) не препятствует принятию такой накладной к бухгалтерскому (бюджетному) и налоговому учету.

Судебная практика также подтверждает, что отсутствие в товарной накладной оттиска печати, при наличии обязательных реквизитов, в частности подписи уполномоченного лица и её расшифровки, не является недостатком в оформлении товарной накладной (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2014 N A70-13797/2013, ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2014 N Ф03-6588/2013).

Изложенное позволяет нам сделать вывод, что учреждение может принять к учету товарную накладную без оттиска печати, если эта накладная содержит все обязательные реквизиты первичного документа.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

Информационное правовое обеспечение ГАРАН

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть