Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

В каких случаях должны предоставляться медицинские документы по запросам органов дознания, следствия, суда и прокуратуры?

Имеет ли право медицинское учреждение предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну, по запросам органов полиции в связи с проводимой проверкой зарегистрированных заявлений о преступлении, по запросам судебного пристава-исполнителя о нахождении на стационарном лечении должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство? В каких случаях должны представляться медицинские документы (подлинники или копии) по запросам органов дознания, следствия, суда и прокуратуры?

1. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, в числе которых названа и врачебная тайна. Исходя из содержания п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон N 323-ФЗ) врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. При этом разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.

На основании ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. Предоставление таких сведений без такого согласия возможно, в частности, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно (п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). По смыслу приведенной нормы подобные запросы возможны либо в рамках возбужденного уголовного дела*(1), либо уголовного судопроизводства, либо на стадии исполнения уголовного наказания. При этом перечень лиц, которые вправе обращаться в медицинские учреждения с такими запросами, сформулирован исчерпывающим образом. Полиция в этом списке не поименована.

Однако это не означает, что медицинская организация не должна высылать истребуемую информацию по запросам должностных лиц полиции. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее — Закон N 3-ФЗ) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и

сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

Как видим, в приведенной норме особо оговорено право должностных лиц полиции получать сведения, относящиеся к персональным данным, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу — субъекту персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", далее — Закон N 152-ФЗ). Причем это могут быть и специальные категории персональных данных, включая сведения о состоянии здоровья гражданина (ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ).

В ч. 4 ст. 13 Закона N 3-ФЗ установлено, что данные требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в этом требовании, но не позднее одного месяца с момента его вручения (смотрите, к примеру, решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 (Извлечение)). Однако требование должностного лица полиции будет обязательным только в том случае, если оно мотивировано, то есть в нем должны быть указаны основания запроса.

К сожалению, действующее законодательство не содержит требований к содержанию и форме подобного запроса. Полагаем, что в нем в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения: для каких целей необходима конфиденциальная информация о пациенте (проверка заявления, сообщения о происшествиях и т.п.), регистрационный номер, под которым в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (приложение N 1 к приказу МВД России от 29.08.2014 N 736) зарегистрировано заявление или сообщение о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии*(2), дата его регистрации, норма права, на основании которой делается запрос (правовое основание), наименование должности, фамилия, имя, отчество и подпись должностного лица, направившего запрос.

Вряд ли может быть признан запрос мотивированным, если запрашиваемая информация отсутствует у медицинской организации (смотрите, например, постановление Куйбышевского районного суда г. Самары Самарской области от 11.08.2014) или не относится к уголовному делу, делу об административном правонарушении, иному зарегистрированному происшествию, а сформулирован, например, "в связи со служебной необходимостью" и т.п. Так, например, Верховный Суд Республики Башкортостан счел, что запрос сотрудника полиции об информации, составляющей врачебную тайну гражданина, не был связан с расследованием или судебным разбирательством уголовного или административного дела в отношении него, а также с проверкой зарегистрированных заявлений граждан о совершенных этим гражданином преступлении или административного правонарушения, а потому признала его противоречащим действующему законодательству (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13.06.2013 по делу N 33-7315/2013). Такой же вывод содержится в решении Ленинского районного суда г. Уфы от 03.04.2013 по делу N 2-196/13, решении Ногайского районного суда Республики Дагестан от 29.04.2014 по делу N 2-134-14.

Таким образом, при поступлении в медицинскую организацию письменного

мотивированного запроса от органов полиции организация обязана предоставить запрашиваемые сведения, в том числе содержащие персональные данные пациентов.

Обратим внимание, что если истребуется медицинская документация для проведения экспертизы, то документы должны предоставляться в оригиналах. Это следует, в частности, из п. 67 приказа Минздравсоцразвития от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации", где сказано, что исследование заверенных копий документов допускается только в случае невозможности исследовать оригиналы медицинских документов по письменному разрешению органа или лица, назначившего экспертизу. В п. 7 постановления Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" также предписано, что медицинские документы, представляемые для судебно-медицинской экспертизы, должны быть подлинными. В иных случаях, на наш взгляд, таковыми могут быть и надлежащим образом заверенные копии отдельных медицинских документов, выписки, справки и т.п.

2. В отношении запросов, поступающих от судебных приставов-исполнителей, отметим, что их право обрабатывать специальные категории персональных данных граждан, в том числе и получать их, закреплено в п. 7 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ, в силу которого обработка таких персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она осуществляется в числе прочего и в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Из положений п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее — Закон N 118-ФЗ), п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 01.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон N 229-ФЗ) следует, что судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения исполнительных документов вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки (смотрите письмо Федеральной службы судебных приставов от 14.11.2011 N 12/01-27776-ТИ "О направлении запросов в отношении должников по специальной категории персональных данных"). Пунктом 1 ст. 14 Закона N 118-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

При этом надлежит учитывать, что одним из принципов обработки персональных данных является ограничение их обработки достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и недопустимость обработки персональных данных, не совместимой с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (ч.ч. 2, 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ).

Аналогичные предписания содержит и ч. 1 ст. 12 Закона N 118-ФЗ, согласно которой судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов и лишь в объеме, необходимом для этого. Поэтому передаваемые судебному приставу-исполнителю персональные данные пациентов медицинской организации не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Законом N 152-ФЗ (ч. 3 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

*(1) Данная норма корреспондируется с положениями уголовно-процессуального законодательства, устанавливающего, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

*(2) Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях установлен приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Амирова Лариса

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть