Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

До какого срока должна быть проведена обязательная спецоценка условий труда в организации?

В организации аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем не проводилась.

До какого срока должна быть проведена обязательная спецоценка условий труда в данной организации?

С какой даты устанавливается административная ответственность работодателя за непроведение специальной оценки условий труда?

Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Закон N 426-ФЗ) на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой была возложена на работодателей ранее.

Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Частью 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ установлено положение о том, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 этого же закона, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Однако данную норму следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, то есть учитывая, что такая "отсрочка" необходимости проведения специальной оценки условий труда связана именно с правом работодателей пользоваться результатами аттестации в течение 5 лет с момента ее проведения. В отношении же рабочих мест, которые не были аттестованы, норма ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ применению не подлежит (апелляционное определение Костромского областного суда от 02.06.2014 N 33-823, решение Останкинского районного суда г. Москва от 26.02.2014 N 2-1172/2014).

Так как в рассматриваемой ситуации аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем не проведена, обязанность по проведению специальной оценки условий труда возникла у работодателя с момента вступления в силу Закона N 426-ФЗ, то есть с 1 января 2014 г. Непроведение специальной оценки в такой ситуации необходимо рассматривать в качестве нарушения требований ст. 212 ТК РФ (решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 28 апреля 2014 г. по делу N 2-415/2014, решение Ленинского районного суда г. Мурманска Мурманской области от 24.03.2014 N 2-846/2014).

Отметим, что в настоящее время за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (смотрите, например, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 15.05.2014 по делу N 12-90/14, решение Гуковского городского суда Ростовской области от 13.03.2014 по делу N 12-23/2014).

Однако с 1 января 2015 года устанавливается административная ответственность работодателя и его должностных лиц за непроведение специальной оценки условий труда уже по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ), которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Привлечение к административной ответственности по указанным выше нарушениям осуществляется должностными лицами Роструда или должностными лицами его территориальных органов — государственных инспекций труда (ст.ст. 356, 357 ТК РФ; ст. 23.12, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Панова Наталья

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть