Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Имеет ли право работодатель уволить работника, если он отказался представить справку об отсутствии судимости?

Имеет ли право работодатель уволить работника (занимает должность администратора), если он отказался представить справку об отсутствии судимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель не может уволить работника или привлечь его к дисциплинарной ответственности в случае отказа работника от представления справки об отсутствии судимости.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. При этом данный запрет распространяется в том числе и на лиц, принятых на работу в организации, относящиеся к поименованным сферам, до вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ, который предусматривал включение в ТК РФ приведенной нормы (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.12.2012 N 52-КГПР12-1, апелляционное определение Курского областного суда от 13.09.2012 N 33-2202-2012, определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16.01.2012 по делу N 33-156/2012, определение Ярославского областного суда от 12.01.2012 N 33-91, кассационное определение Волгоградского областного суда от 30.09.2011 N 33-12860/11).

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, высказанной им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2, установленный статьей 351.1 ТК РФ запрет распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.

Таким образом, если указанный в вопросе работник имеет или имел судимость, подвергается или подвергался уголовному преследованию за преступления указанные в ст. 351.1 ТК РФ, то трудовой договор с таким работником должен быть расторгнут по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности). При этом, однако, необходимо учитывать установленные Конституционным Судом РФ ограничения на применение данных норм (постановление от 18.07.2013 N 19-П).

В то же время, как следует из формулировок ст. 351.1 ТК РФ, п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, необходимость расторжения трудового договора с такими работниками возникает только в том случае, если установлен факт наличия у них судимости. Если работодатель такой информацией не располагает, трудовой договор по приведенному основанию не может быть расторгнут (решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 09.08.2013 N 2-637/2013).

Для установления факта наличия или отсутствия у лица судимости работодатель использует информацию из справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — справка). Форма и порядок выдачи такой справки утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее — Приказ N 1121). В общем случае справку получает только сам гражданин или его представитель (п. 2 Административного регламента..., утвержденного Приказом N 1121; далее — Регламент).

Однако, поскольку указанный работник уже осуществляет трудовую деятельность, обязать его представить соответствующую справку работодатель не вправе (по смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ предоставлять ее работник обязан только при трудоустройстве). Отказ работника представить справку также не может расцениваться как неисполнение работником должностных обязанностей, поскольку такой обязанности у уже осуществляющего трудовую деятельность работника нет (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 17.05.2012 в котором суд указал, "что работник, претендующий на должность педагога, обязан представить справку о наличии (отсутствии) судимости только при приеме на работу, на лиц, работающих, такая обязанность не возлагается, равно, как не возлагается и на работодателя по истребованию указанного документа").

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что существует мнение о том, что работодатель вправе самостоятельно запросить сведения о конкретном работнике в уполномоченных органах в силу п. 2.1 Регламента, предусматривающего, что заявителями также могут быть государственные или муниципальные органы. Такой вывод косвенно подтверждается письмом Минобрнауки РФ от 23.12.2011 N МД-1703/03. Смотрите также решение Елецкого районного суда Липецкой области от 19.04.2013 N 2-235/2013. Однако государственными или муниципальными органами являются органы, осуществляющие властные полномочия. Государственное образовательное учреждение ни муниципальным, ни государственным органом не является. Таким образом, по нашему мнению, Ваше учреждение не может самостоятельно обратиться в уполномоченный орган за справкой.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Трошина Татьяна

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть