Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Каков порядок приема на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца?

Может ли гражданин Украины, имеющий статус беженца, работать на территории РФ в сфере розничной торговли (продажа продуктов питания)? Каков порядок приема на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца? Следует ли уведомлять органы ФМС, ИФНС, социальной защиты, местную администрацию?

Согласно положениям ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства имеют право работать в России только при наличии разрешения на работу, а работодателю для их приема на работу необходимо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; далее — Закон N 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, признанных беженцами на территории РФ, до утраты ими (лишения их) статуса беженца (пп. 11 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" (далее — Закон N 4528-I) лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с законодательством РФ. Документом, подтверждающим статус беженца, является удостоверение, выданное по установленной постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356 форме (п. 7 ст. 7 Закона N 4528-I).

Таким образом, прием на работу иностранца-беженца ничем не должен отличаться от приема на работу россиянина.

В то же время существуют судебные решения, в которых говорится о том, что получать разрешение на работу такому иностранцу не нужно, но работодатель обязан соблюдать при их приеме установленные п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничения по видам деятельности (на 2014 год допустимая доля иностранных работников в отдельных видах деятельности установлена постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1191) (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 N 15АП-9683/12). Мы полагаем, что данная правовая позиция не основана на законе, исходя из следующего.

Как разъяснено в письме Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2007 N 1109-17 и приказе Минтруда РФ от 15.01.2013 N 9н, упомянутое в п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ постановление Правительства РФ не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрированных в России в качестве индивидуальных предпринимателей, и граждан, имеющих разрешение на временное проживание, а также вид на жительство (поскольку под иностранными работниками закон понимает иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность, не имеющих вида на жительство или разрешения на временное проживание), а также на граждан Республики Беларусь (поскольку в соответствии со статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан Российская Федерация обеспечивает гражданам Белоруссии равные с российскими гражданами права на трудоустройство на территории России).

Поскольку в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 8 Закона N 4528-I беженцы приравнены в своих правах по трудоустройству к гражданам России, полагаем, что существующая в судебной практике позиция не основана на законе и соблюдать установленные постановлением Правительства РФ на соответствующий календарный год ограничения в части допустимой доли иностранных работников в той или иной области деятельности работодатель, принимающий на работу беженца, не обязан.

Следовательно, если с иностранцем, имеющим статус беженца, заключается трудовой договор, то он обязан предъявить работодателю удостоверение беженца и документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ:

1) удостоверение беженца (другие документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, сдаются на хранение при оформлении удостоверения) (п. 8 ст. 7 Закона N 4528-I);

2) трудовую книжку. Республика Украина входила в состав СССР, следовательно, если иностранный гражданин предоставит трудовую книжку образца 1974 г. или 2004 г. заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

3) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

4) формально беженцы не отнесены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ни к одной из категорий застрахованных в рамках обязательного страхования граждан, однако мы полагаем, что к ним может быть применен по аналогии п. 1 ст. 7 указанного закона, регулирующий порядок страхования временно пребывающих иностранцев. Такие иностранцы, если они работают по трудовому договору, заключенному на срок более 6 месяцев, подлежат обязательному пенсионному страхованию и при приеме на работу должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, предъявлять такое свидетельство им не нужно. Лицо, впервые поступившее на работу, получает страховое свидетельство через работодателя (ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования");

5) документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен предоставить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Подпунктом 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ определено, что работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор, обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ приглашением на въезд в РФ является документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Федеральные законы и международные договоры, заключенные с Украиной, не предусматривают необходимости оформления приглашения на въезд в РФ гражданам Украины в целях осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ (смотрите также ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) и письма МИД РФ от 27.09.2006 N 32253/кд и от 27.04.2012 N 19261/кд "О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию").

Под иностранным работником согласно абзацу четырнадцатому п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ в целях этого федерального закона понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Пункт 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ обязывает работодателей, привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок такого уведомления утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.

Из приведенных выше норм буквально следует, что работодатель обязан уведомить налоговый орган о заключении трудового договора с иностранным гражданином в двух случаях:

— в отношении этого гражданина оформлено приглашение на въезд в РФ для осуществления им трудовой деятельности;

— с иностранным гражданином заключен новый трудовой договор; при этом данное лицо является "иностранным работником" в строгом соответствии с терминами Закона N 115-ФЗ (к таковым, как следует из положений этого федерального закона, относятся не все иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность в РФ), то есть имеет статус временно пребывающего в РФ. Обязанность уведомить территориальный орган ФМС России и орган службы занятости населения о заключении трудового договора с иностранным гражданином возлагается на работодателя также только в случае, если иностранец относится к категории "иностранные работники" (имеет статус временно пребывающего в РФ) и, как следствие, получает разрешение на работу.

В рассматриваемой ситуации гражданин Украины является беженцем и для осуществления в РФ трудовой деятельности получать разрешение на работу ему не требуется. Под определение временно пребывающего иностранного гражданина он также не подпадает. Поэтому, на наш взгляд, работодатель в этой ситуации не обязан уведомлять о заключении трудового договора с таким лицом соответствующие органы власти.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть