Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Может ли гостиница не возвращать предоплату за услуги, оплаченные по льготному тарифу, по аналогии со спецпредложениями авиакомпаний?

Иногда авиакомпании в РФ продают билеты на самолёты со скидкой, при этом они указывают, что данные билеты возврату и обмену не подлежат, так как это специальное предложение. Однако согласно ГК РФ потребитель может в любой момент отказаться от услуги.

Можно ли аналогично поступать и при оказании гостиничных услуг, то есть возможна ли ситуация, когда физическое или юридическое лицо, заплатившее заранее за номер по специальному льготному предложению (тарифу), например, за 5 суток, в случае отказа не получает свои денежные средства обратно?

1. К отношениям по возмездному оказанию гостиничных услуг применяются положения гл. 39 ГК РФ, а также Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (далее — Правила).

Согласно ст.ст. 779 и 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. При этом закон предоставляет заказчику возможность в одностороннем порядке в любое время отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ). Аналогичные положения содержаться и в п. 20 Правил. По смыслу приведенных норм такой отказ возможен либо до начала оказания услуги, либо во время её оказания до завершения.

Отметим, что по смыслу п. 2 ст. 782 ГК РФ в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг исполнителю подлежат оплате фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением такого договора. В п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 "Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств" разъяснено, что односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг не прекращает обязательства заказчика оплатить исполнителю необходимые расходы, которые он понес в счет еще не оказанных до момента одностороннего отказа заказчика от исполнения договора услуг. Однако исполнитель должен доказать, что такие расходы, обусловленные его действиями по исполнению договора, фактически понесены. При недоказанности факта несения расходов исполнителем суды, как правило, квалифицируют денежные суммы, полученные в качестве предоплаты, как неосновательное обогащение исполнителя и, соответственно, обязывают возвратить их на основании п. 1 ст. 1102 ГК РФ (смотрите, например, апелляционное определение Первомайского районного суда г. Мурманска от 12.09.2012 N 11-100/2012, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://sudact.ru/regular/doc/t6HBtxibgFLb/?regular-txt, решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2012 по делу N А56-67411/2011, Арбитражного суда Тульской области от 08.10.2010 по делу N А68-5867/10, Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2010 по делу N А60-23390/2010).

Таким образом, закон предоставляет заказчику возможность в одностороннем порядке в любое время отказаться от договора возмездного оказания услуг, но при этом возлагает на него определенные обязанности в виде возмещения исполнителю фактически понесенных расходов. Отказ заказчика в данном случае расценивается

законом как правомерное действие и поэтому свидетельствует об отсутствии его вины в неисполнении договора.

2. В отношении оказания услуг по перевозке пассажиров отметим следующее. Статьей 784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Следовательно, к отношениям по перевозке пассажиров, в частности, воздушным транспортом, в силу прямого указания закона применяются специальные нормы, содержащиеся в Воздушном кодексе РФ (далее — ВК РФ), а также в Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиях к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (далее — Авиационные правила).

В соответствии со ст. 108 ВК РФ, п. 226 Авиационных правил пассажир воздушного судна вправе отказаться от авиаперевозки. Причем такой отказ может быть как добровольным, так и вынужденным*(1). В случае добровольного отказа от авиаполета возврат пассажиру провозной платы осуществляется в порядке, установленном ст. 108 ВК РФ, в редакции Федерального закона от 20.04.2014 N 79-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Так, если авиапассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания времени регистрации пассажиров*(2) на указанный в билете рейс или пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате провозной платы, то такая плата при расторжении договора воздушной перевозки, уплаченная пассажиром, не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (подпункты 3, 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ).

Таким образом, возможность невозврата уплаченной провозной платы в случае добровольного отказа пассажира от воздушной перевозки установлена императивными предписаниями Воздушного кодекса РФ. Распространение данных правил на правоотношения по возмездному оказанию гостиничных услуг по аналогии недопустимо, поскольку эти отношения регламентированы иными нормами. Аналогия же закона допускается лишь в тех случаях, когда правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай и если это не противоречит существу таких отношений, поскольку аналогия закона является одним из способов восполнения пробелов в действующем законодательстве.

*(1) Случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки приведены в п. 227 Авиационных правил. При этом перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

*(2) Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчиваются не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами

контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка (п. 81 Авиационных правил).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Рижская Мария

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть