Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Можно ли вносить изменения в проект контракта (закупка по ФЗ №44) в части прав и обязанностей сторон при его направлении участнику закупки?

Закупка производится в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Заказчик хочет убрать из контракта обязанность подрядчика по установке систем видеоконтроля, объем работ и цена контракта не меняются. Эта обязанность в техническом задании не прописана, но указана в текстовой части проекта контракта.

Можно ли вносить изменения в проект контракта в части прав и обязанностей сторон при его направлении участнику закупки?

Если нет, то какие санкции за это предусмотрены?

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ. Согласно же ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в этой части.

На наш взгляд, из данных норм в совокупности следует, что запрещено изменение существенных условий контракта, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Это указание следует понимать в контексте норм Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В этой связи следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Исходя из вышеприведенных норм существенными условиями контракта должны считаться те условия, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке в силу закона. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать, помимо прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. Также необходимо учитывать и те условия, которые в обязательном порядке должны быть включены в контракт в соответствии с самой ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а также условия, которые должны быть согласованы для заключения соответствующего вида договора согласно Гражданскому кодексу РФ.

Соответственно, можно сделать вывод, что условия контракта, не упомянутые в законе, могут быть изменены. Это относится и к описанному в запросе условию, поскольку его согласование не обязательно в силу закона. В то же время необходимо учитывать, что указания ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не вполне совпадают, при буквальном прочтении первой нормы можно сделать вывод, что запрещено изменение любых условий контракта. Тот же вывод можно сделать из ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за "изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок".

Кроме того, можно обратить внимание, что к документации о закупке либо к извещению о закупке в качестве неотъемлемой части всегда прилагается проект контракта (ч. 2 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 2 ст. 73, ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Отсюда также можно сделать вывод, что неизменными являются все условия, включенные в проект контракта и заявку на участие в закупке.

Тем не менее мы полагаем, что предпочтительным является первый вариант толкования закона, поскольку в ином случае неясно, зачем в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ упомянуты именно существенные условия контракта. В этой связи можно заметить, что ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ представляется не вполне корректной, поскольку Закон не содержит исчерпывающего перечня указаний о возможности изменения любых условий контракта, а только, как сказано выше, существенных.

Однако окончательный ответ на данный вопрос может дать только правоприменительная практика, которая к настоящему времени по вполне понятным причинам не сложилась.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть