Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

В течение какого времени страховая компания обязана перечислить денежные средства?

Потерпевший в связи с имевшим место в октябре 2013 года ДТП в рамках договора ОСАГО обратился в страховую компанию за страховым возмещением, представив необходимые документы. Документы были приняты, но до настоящего момента денежные средства на расчетный счет потерпевшего не поступили.

В течение какого времени страховая компания обязана перечислить денежные средства? Какая при этом предусмотрена ответственность для страховой компании и куда можно обратиться с жалобой?

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

Страховщик считается просрочившим и в том случае, если мотивы отказа от осуществления страховой выплаты являются неосновательными (решение Верховного Суда РФ от 24 января 2013 г. N АКПИ12-1634).

Тридцатидневный срок для удовлетворения требования потерпевшего применяется и к требованиям о возмещении вреда, предъявленным непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, т.е. к отношениям, связанным с прямым возмещением убытков (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2013 г. N 17АП-11520/13, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2013 г. N 10АП-8194/13, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2013 г. N 17АП-3285/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 03 июля 2013 г. по делу N 33-5212/2013). Отметим, что такой порядок предъявления требования о возмещении вреда (то есть непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего) возможен при соблюдении условий, предусмотренных п. 1 ст. 14.1 Закона об ОСАГО).

В течение указанного срока страховщик обязан составить акт о страховом случае. Неотъемлемыми частями акта о страховом случае являются заключение независимой экспертизы (оценки), если она проводилась, и (или) акт осмотра поврежденного имущества (п. 70 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263, далее — Правила ОСАГО). Проведение экспертизы является обязанностью страховщика (п.п. 3, 4 ст. 12 Закона об ОСАГО, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238). При этом закон не устанавливает, что факт неполучения в тридцатидневный срок заключения независимой экспертизы является основанием для продления срока страховой выплаты (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 05 ноября 2013 г. по делу N 33-10614). Единственным обстоятельством, с которым Правила ОСАГО связывают возможность продления срока страховой выплаты, являются окончание уголовного или гражданского производства и вступление в силу решения суда в случаях, когда страховая выплата, отказ в страховой выплате или изменение ее размера зависят от результата рассмотрения соответствующих дел (п. 74 Правил ОСАГО).

При возникновении разногласий между страховщиком и потерпевшим относительно размера вреда, подлежащего возмещению по договору обязательного страхования, страховщик в любом случае обязан произвести страховую выплату в неоспариваемой им части (п. 73 Правил ОСАГО).

В случае неисполнения обязанности по осуществлению страховой выплаты в тридцатидневный срок страховщик уплачивает потерпевшему неустойку (пени) за каждый день просрочки в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной ст. 7 Закона об ОСАГО страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему (п. 2 ст. 13 Закона об ОСАГО). Сумма неустойки (пени), подлежащей выплате потерпевшему, не может превышать размер страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему, установленной ст. 7 Закона об ОСАГО.

При нарушении обязанности произвести страховое возмещение в установленный срок потерпевший вправе обратиться с иском о его взыскании в суд.

В случае удовлетворения судом требований потерпевшего суд взыскивает в его пользу штраф за несоблюдение страховщиком добровольного порядка удовлетворения соответствующего требования в размере 50% от присужденной суммы (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", п.п. 2, 46 постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17).

Соответствующее бездействие страховщика может быть поводом для обращения с жалобой в профессиональное объединение страховщиков, членом которого страховщик является. Информация об участии в профессиональном объединении страховщиков должна быть размещена на сайте страховщика (пп. 10 ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Правила, связанные с защитой прав страхователей и потерпевших, в том числе порядок рассмотрения их жалоб на действия членов профессионального объединения, утверждаются соответствующим профессиональным объединением (пп. "и" п. 1 ст. 26 Закона об ОСАГО).

Кроме того, возможно обращение в структурное подразделение Центрального банка РФ, осуществляющее функции страхового надзора (пп. 7 п. 1 ст. 4.1, п. 3, пп. 2 п. 4, пп. 3 п. 5 ст. 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации", п. 18.4 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), в Роспотребнадзор (п. 5.1, 5.12 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322), а также в органы прокуратуры (ст.ст. 10, 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтина Анастасия

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть