Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Каким образом должны подаваться котировочные заявки в электронной форме в рамках закона № 44-ФЗ от 05.04.2013?

Каким образом должны подаваться котировочные заявки в электронной форме в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Могут ли они поступать по электронной почте? Если да, не возникает ли при этом коллизии, что они уже доступны к просмотру с момента их поступления, в отличие от заявок, поданных в запечатанных конвертах? Если их подача должна осуществляться с использованием единой информационной системы, то как, если она еще не введена в эксплуатацию?

Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только с 1 января 2014 года. Каких-либо официальных разъяснений или правоприменительной практики по заданному вопросу, насколько нам известно, на сегодняшний день не имеется. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого Закона. Действительно, в силу ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ при подаче заявки в форме электронного документа она должна быть подписана усиленной электронной подписью и подана с использованием единой информационной системы (далее — ЕИС). Однако на сегодняшний день ЕИС в эксплуатацию не введена, поэтому подать заявку в форме электронного документа с использованием этой системы объективно невозможно. При этом переходными положениями Закона N 44-ФЗ для всех случаев закупки установлен только порядок размещения в ЕИС информации, которая должна размещаться в этой системе (ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). В отношении порядка подачи заявок в форме электронного документа предусмотрены переходные положения только для открытых аукционов в электронной форме (электронных аукционов) — они проводятся по старым правилам (ч. 10 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Положений, в соответствии с которыми до введения ЕИС в эксплуатацию должен осуществляться обмен электронными документами между участниками закупки и заказчиками в остальных случаях, нормативные акты не содержат.

В этой ситуации возможны два варианта толкования закона:

1) до введения в эксплуатацию ЕИС определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее — контрагент), заявки на участие в котором могут подаваться в форме электронного документа, за исключением электронных аукционов, не проводятся;

2) до введения в эксплуатацию ЕИС определение контрагентов, заявки на участие в котором могут подаваться в форме электронного документа, проводятся по старым правилам, то есть заявки подаются по электронной почте.

По нашему мнению, правильным является второй вариант, поскольку это соответствует логике и здравому смыслу. Полагаем, что исключение возможности проведения определений контрагентов, заявки на участие в которых могут подаваться в форме электронного документа, на переходный период является достаточно серьезным вопросом, который должен был быть прямо урегулирован нормами закона, однако такого запрета нет. Более того, ч. 5.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что электронный документ, который подписан электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признается электронным документом,

подписанным усиленной неквалифицированной электронной подписью, в целях данного Закона в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы. Иными словами, закон прямо допускает направление в течение переходного периода документов, скрепленных электронными подписями, при этом, обратим внимание, "для целей Закона N 44-ФЗ", а не только для целей проведения электронных аукционов.

Кроме того, закон, в частности, исчерпывающий перечень оснований для отклонения котировочной заявки, содержащийся в ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, не содержит такого основания для отклонения заявки на участие в определении контрагентов, как "подача заявки в форме электронного документа без использования ЕИС".

Что касается порядка рассмотрения заявок, поданных в форме электронного документа, то мы можем сказать только, что согласно ч. 4 ст. 77 Закона N 44-ФЗ заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с данным Законом. Для исполнения этой обязанности также не установлено никаких отсрочек или переходных положений, то есть она возникает и должна исполняться с момента вступления в силу Закона N 44-ФЗ. Порядок же ее непосредственного исполнения является вопросом техническим, а не правовым.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть