Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Имеет ли право муниципальное образование устанавливать налоговые льготы для определенного круга физических лиц?

Имеет ли право муниципальное образование устанавливать налоговые льготы для определенного круга физических лиц (например для членов добровольных народных дружин)? Если да, то какие?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков, обладающих общими признаками и существенными свойствами, характерными только для соответствующей совокупности налогоплательщиков, например для членов добровольных народных дружин.

Обоснование вывода: В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются в качестве местных налогов, которые вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территории этих муниципальных образований.

Устанавливая местные налоги, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных на законодательном уровне, а также порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 4 ст. 12, п. 2 ст. 387 НК РФ, п. 4 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (далее — Закон N 2003-I)). Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Законодательно не определено понятие "категория налогоплательщиков". Вместе с тем из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков.

При этом следует отметить, что при установлении налоговых льгот недопустимо нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, а также основополагающих принципов

законодательства о налогах и сборах. Частью второй статьи 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их места жительства и других обстоятельств. Кроме того, принцип равного налогового бремени также вытекает из статей 8 (часть 2) и 57 Конституции.

В сфере налоговых отношений указанный принцип означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований (п. 1 и п. 3 ст. 3 НК РФ, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П).

Учитывая изложенное, на наш взгляд, представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков, обладающих общими признаками и существенными свойствами, характерными только для соответствующей совокупности налогоплательщиков, например для членов добровольных народных дружин. При этом не должны быть ограничены права физических лиц, относящихся к данной категории налогоплательщиков, но, например, зарегистрированных по месту жительства на территориях других муниципальных образований.

Аналогичная точка зрения выражена в письмах контролирующих органов (письма Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92, от 01.11.2012 N 03-05-06-02/83, от 08.12.2011 N 03-05-04-02/110, от 19.03.2008 N 03-05-06-02/20, УФНС по Московской области от 18.10.2011 N 19-27/54012@).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Сергеева Вероника Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть