Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Вновь принятый работник не имеет военного билета, что должен делать работодатель?

Каковы действия работодателя в связи с тем, что вновь принятый работник (возраст — 35 лет) не имеет военного билета, хотя является военнообязанным?

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон N 53-ФЗ) граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением некоторых категорий граждан, поименованных данным пунктом. Статьёй 65 ТК РФ установлено, что при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учёта. В силу п. 28 Положения о воинском учёте, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), документами воинского учёта являются:

а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных.

Однако трудовое законодательство не содержит норм, согласно которым предъявление работником приписного свидетельства, равно как и отсутствие у работника документов воинского учета (в данном случае — военного билета), признавалось бы основанием для отказа в заключении трудового договора. Запрещается отказывать в заключении трудового договора по каким-либо основаниям, не связанным с деловыми качествами работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 64 ТК РФ). Поэтому вопрос о заключении трудового договора в рассматриваемой ситуации должен был решаться в зависимости от того, соответствуют ли деловые качества работника требованиям работодателя, а также от того, достигнуто ли между работником и работодателем соглашение по всем существенным условиям трудового договора.

Отсутствие у работника военного билета не является также основанием для прекращения с ним трудового договора (глава 13 ТК РФ).

Таким образом, как заключение трудового договора при указанных в вопросе обстоятельствах, так и продолжение трудовых отношений с работником не могут повлечь каких-либо неблагоприятных последствий для работодателя. Согласно п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учёт граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны РФ (смотрите Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (официально не опубликованы), далее — Методические рекомендации).

Организация-работодатель обязана разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учёту; осуществлять контроль за их

исполнением; информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. "в" п. 30 Положения).

На организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. "а" п. 31 Положения). Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны информировать военные комиссариаты о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета (пп. "г" п. 27 Методических рекомендаций). Наконец, в двухнедельный срок со дня заключения трудового договора с лицом, подлежащим воинскому учету, организация обязана сообщить об этом в соответствующий комиссариат (пп. "а" п. 29 Методических рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям. В соответствии с п. 1 ст. 52 Закона N 53-ФЗ граждане, не прошедшие военную службу по достижении ими возраста 27 лет, подлежат зачислению в запас. Обязанность явиться в военкомат с целью получения военного билета ни Законом N 53-ФЗ, ни Положением прямо не установлена. Однако отсутствие военного билета у работника дает основания полагать, что гражданином могли быть допущены те или иные нарушения обязанностей по воинскому учету.

Исходя из этого полагаем, что работодателю в данном случае целесообразно проинформировать военный комиссариат о факте отсутствия у работника предусмотренного законом документа воинского учета. Также следует сообщить самому работнику о необходимости исполнения обязанностей по воинскому учёту и об ответственности за их неисполнение.

Что касается ответственности, то она установлена за неисполнение обязанностей по воинскому учёту в виде несообщения в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведений о принятых на работу (учёбу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте (п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). К такой административной ответственности может быть привлечён руководитель или другое ответственное за военно-учётную работу должностное лицо организации.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Габбасов Руслан Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть