Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Должна ли рассматриваться котировочная заявка, поступившая в последний момент окончания приема заявок?

Котировочная заявка, подписанная ЭЦП, поступила в день окончания подачи заявок ровно в 10 часов 00 минут.

Должна ли рассматривать котировочная комиссия данную заявку, учитывая, что согласно извещению время окончания подачи заявок — 10-00?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Котировочная комиссия обязана рассмотреть котировочную заявку, поступившую в 10-00.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 94-ФЗ) котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Запрос котировок должен содержать сведения о месте подачи котировочных заявок, сроке их подачи, в том числе дате и времени окончания срока подачи котировочных заявок (п. 9 ст. 43 Закона N 94-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 46 Закона N 94-ФЗ котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участникам размещения заказа, подавшим такие заявки.

Буквальное содержание приведенной нормы и использованная в ней формулировка ("после дня окончания срока подачи") позволяют предположить, что не рассматриваются и возвращаются только те заявки, которые поданы по истечении последнего дня, установленного для подачи заявок. Такой подход предполагает, что заявка может быть подана в течение всего дня окончания срока подачи заявок, а время окончания подачи заявок, указанное в извещении о запросе котировок, должно совпадать со временем окончания рабочего дня заказчика (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 10.04.2012 N Ф10-970/12, ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2009 N А13-2772/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 04.08.2011 N Ф01-3065/11).

Однако такой подход представляется нам не вполне очевидным, поскольку Закон N 94-ФЗ не содержит положений, из которых бы следовало, что указанное в извещении о запросе котировок время окончания подачи заявок должно совпадать со временем окончания рабочего дня заказчика.

Закон N 94-ФЗ не содержит норм, определяющих порядок исчисления указанных в нем сроков. Поэтому, учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ это допустимо, обратимся к положениям гражданского законодательства.

Согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Из приведенной статьи не следует, что речь в ней идет о времени окончания рабочего дня. Применительно к процедуре размещения заказа путем запроса котировок это может означать, что день подачи котировочных заявок завершается с наступлением часа, указанного в извещении о запросе котировок (поскольку именно в этот час заказчик в соответствии с условиями, указанными в извещении о запросе котировок, прекращает прием заявок).

Такой подход также представлен в судебной практике (смотрите, например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 02АП-7333/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 N 15АП-4666/2008, решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 10.08.2009 N 262-09/3).

Этот подход представляется нам более обоснованным. Однако и он не позволяет однозначно ответить на вопрос, должен ли заказчик рассматривать заявки, поступившие ровно в час окончания срока подачи заявок, указанный в извещении (в рассматриваемой ситуации — в 10-00).

В связи с этим отметим, что буквально из положений ч. 2 ст. 46, ч. 5 ст. 46, п. 9 ст. 43 Закона N 94-ФЗ следует, что в целях решения этого вопроса значение имеет момент подачи котировочной заявки, а не момент ее получения заказчиком (уполномоченным органом). Поэтому если заявка (в том числе и направленная по электронной почте), полученная заказчиком ровно в 10-00, подана (отправлена) участником ранее указанного срока, то есть с соблюдением условий, указанных в извещении о запросе котировок, на наш взгляд, рассматривать ее необходимо. Подтверждение этому можно найти, например, в постановлении ФАС Центрального округа от 10.04.2012 N Ф10-970/12 по делу N А48-2296/2011.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть