Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Имеет ли право работодатель требовать справку о прохождении медицинского осмотра с водителей корпоративного транспорта?

Правомерны ли требования работодателя о прохождении медицинского освидетельствования работниками — водителями корпоративного автотранспорта и предоставлении ими справки о состоянии здоровья каждые три года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Требования работодателя неправомерны. Действующее законодательство не предусматривает обязательное освидетельствование и переосвидетельствование работников, занятых на работах, связанных с использованием транспорта. В то же время работодатель обязан организовывать и оплачивать проведение медицинских осмотров (обследование) таких работников с периодичностью 1 раз в 2 года.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ некоторые категории работников в обязательном порядке проходят предварительные и периодические медицинские осмотры. Следует отметить, что законодательство разграничивает такие виды процедур, как медицинский осмотр (обследование) и медицинское освидетельствование, они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д. Порядок проведения медицинский осмотров (обследований) и порядок проведения медицинских освидетельствований урегулированы различными нормами права.

Так, согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее — Закон N 196-ФЗ) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Освидетельствование проводится в случаях, предусмотренных пп. 10, 16, 38, 42 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 N 1396. По результатам освидетельствования гражданину выдается медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами. Форма справки установлена приложением N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 N 831н "Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами". В настоящее время указанная справка выдается без указания срока ее действия.

Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают ли они водителями или нет. Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия.

Вместо этого предусмотрено прохождение сотрудниками, занятыми на работах, связанных с движением транспорта, обязательных периодических медицинских осмотров для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таким образом, указанная медицинская справка не является документом, подтверждающим прохождение работником периодического медицинского осмотра, поэтому у работодателя отсутствуют какие-либо правовые основания для истребования такой справки с уже работающего в организации водителя.

Порядок проведения медицинский осмотров (обследований) в рамках трудовых отношений подробно регламентирует трудовое законодательство. В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Из содержания ст. 213 ТК РФ следует, что в отношении водителей у работодателя существует обязанность проводить и оплачивать следующие процедуры: предварительный медицинский осмотр, периодический медицинский осмотр, предрейсовый медицинский осмотр, послерейсовый медицинский осмотр.

С 1 января 2012 года приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Как следует из п. 27 Приложения N 2 к упомянутому Приказу, периодичность медицинских осмотров для работников, связанных с управлением наземным транспортом, составляет 1 раз в 2 года.

Работодатель обязан за свой счет организовать и обеспечить медицинские осмотры работников на работах, связанных с использованием транспорта. Поэтому в случае, если работник фактически самостоятельно прошел медицинский осмотр, проведение которого должен был организовать работодатель, последний обязан оплатить работнику те расходы, которые он понес в связи с прохождением медицинского осмотра. В случае отказа работодателя возместить затраты, они могут быть взысканы в судебном порядке. В этой связи смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776. В свою очередь, работник должен представить документы, подтверждающие прохождение им медицинского осмотра.

Согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашения, локальными нормативными актами. Перечень таких дополнительных условий не является исчерпывающим.

Поскольку законодательством обязанность работника проходить медицинское освидетельствование не предусмотрено, установление такой обязанности в локальном нормативном акте работодателя, коллективном или трудовом договоре, по нашему мнению, ухудшает положение работников по сравнению с действующим законодательством. Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению. В соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Парасоцкая Елена

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть