Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.87 ↓

EUR 68.69 ↓

7 декабря Среда

Уфа   °

Можно ли переносить неиспользованный "чернобыльский" отпуск на следующий год или заменять его денежной компенсацией в период трудовой деятельности работника?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Переносить неиспользованный "чернобыльский" отпуск на следующий год или заменять его денежной компенсацией в период трудовой деятельности работника нельзя.

Обоснование вывода:

Из ст.ст. 114-116 ТК РФ следует, что работникам предоставляются два вида ежегодных оплачиваемых отпусков: основной и дополнительный. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные отпуска суммируются с основным отпуском (часть вторая ст. 120 ТК РФ).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" (далее — Закон N 1244-1) работникам-"чернобыльцам" гарантируется ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время, а также дополнительный оплачиваемый отпуск.

Прямо запрет на перенос дополнительного "чернобыльского" отпуска на следующий год, замену его денежной компенсацией законом не установлен. Получается, что формально такие действия противоречить трудовому законодательству не будут.

Вместе с тем следует учитывать следующее. Из ст. 3, ст. 4 Закона РФ N 1244-1 следует, что дополнительный отпуск, предоставляемый в соответствии с названным законом, представляет собой одну из мер социальной поддержки граждан и является расходным обязательством РФ (п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1244-1), т.е. его финансирование осуществляется за счет федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136 были утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Согласно п. 2 указанных Правил получатель (работник, которому предоставляется такой отпуск) подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, к которому прилагаются:

а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;

б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.

Далее отдел социальной защиты составляет списки получателей и представляет их в территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

Получается, что для выплаты среднего заработка за период "чернобыльского" отпуска необходимо использовать этот отпуск в натуре. Таким образом, хотя законодатель не запретил денежную компенсацию такого отпуска, механизм, позволяющий получить такую денежную компенсацию, он не установил. Механизм перерасчета среднего заработка, сохраняемого за время "чернобыльского" отпуска, в случае переноса его на другой срок тоже не установлен.

Из ст. 3 Закона РФ N 1244-1 следует, что предоставление такого дополнительного отпуска, как мера социальной поддержки, направлено на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан. На наш взгляд, предоставление дополнительного "чернобыльского" отпуска обусловлено теми же причинами, что и предоставление дополнительного отпуска занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: воздействием на здоровье человека вредных факторов (ст. 117 ТК РФ).

В связи с этим, учитывая запрет на перенос отпуска на следующий год и замену отпуска денежной компенсацией в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть третья ст. 125, часть третья ст. 126, часть четвертая ст. 127 ТК РФ), а также тот факт, что законодатель не установил механизмы, позволяющие производить указанные действия, мы полагаем, что перенос дополнительного "чернобыльского" отпуска на следующий год и замена отпуска денежной компенсацией невозможны, несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на это.

Аналогичного мнения придерживаются специалисты Минздравсоцразвития России. Например, Н.З. Ковязина на вопрос о возможности замены на основании ст. 126 ТК РФ "чернобыльского" отпуска денежной компенсацией ответила следующим образом: "Установленный в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дополнительный отпуск носит целевой характер и предоставляется в качестве компенсации за ущерб, причиненный здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, и, по нашему мнению, не может быть заменен денежной компенсацией в период трудовой деятельности" (смотрите вопрос-ответ, опубликованный в журнале "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2004 г.).

В заключение напомним, что организация либо работник могут обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости, уполномоченную давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам применения законодательства в сфере труда (п. 6.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Уханова Ольга

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть